Общие черты философии востока и запада - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Общие черты философии востока и запада

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под восточной философией обычно понимают философию Индии, Китая и Японии. Непредвзятый анализ показывает, что хотя различия между восточной и западной филосо­фией существуют, они не являются чрезмерными. Многие знатоки философии считают, что нет как таковой западной или восточной философии. Нет единого "духа" западной или вос­точной философии, который определялся бы характером соответствующих народов. Говорят, что западная философия рациональна, научна, натуралистична, ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность, а восточная философия религиозна, мистична, ин­туитивна, нацелена на эстетико-этическую просвещенность. Но детальное сопоставление философских воззрений Запада и Востока всякий раз показывает, что введенные различия имеют не регионально ограниченный, а универсальный характер. Так, мистик - это универ­сальная фигура. В средневековой философии и ее современных модернизациях мистики достаточно; иначе говоря, мистика характерна не только для индийских философских систем. В то же время, индийские и китайские философы много занимались изучением логи­ческих вопросов, отнюдь не всегда проигрывая в этом своим коллегам с Запада.

В философском отношении Запад интересен Востоку, а Восток Западу. Былой обо­собленности нет больше места. В своем единстве они призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего [1].

Под философией древнего Востока подразумеваются философии древ­ней Индии и древ­него Китая, под философией древнего Запада - древней Греции и древнего Рима.

Сходство в проблематике философии древнего мира Запада и Востока:

1) философия за­рождается в лоне мифологии как первой формы общест­венного созна­ния.

2) философия зарождается как форма общественного сознания с возник­новением клас­сового общества и государства.

3) философия обращена к общечеловеческим ценностям. В центре познания - проблемы добра и зла; прекрасного и безобраз­ного; справедливо­сти и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и др.

4) мировоззренче­ский характер философского знания. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалисти­ческими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (со­едине­ниями этих двух типов мировоззре­ний). Однако, философские взгляды философов не высту­пают однозначно - только как мате­риалистические или только как идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи.

5) стремление философии к научному поиску истинного зна­ния, имею­щего методоло­гическую значимость (методологическая функция филосо­фии). С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется ана­лиз самых раз­личных явлений, даются практические рекомендации.

6) философы вырабатывают свой собственный метод исследования, ана­лиза, объясне­ния явлений. Два основных философских метода - диа­лектический и метафизиче­ский - использу­ются философами стихийно. Философы схваты­вают общую взаимосвязь явлений, их противоречивость, движение и развитие, единство и многообразие мира.

7) философия оказала огромное влияние на последующую философ­скую мысль, куль­туру, развитие человеческой цивилизации [3].

Формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» в наше время претерпевает изменение и звучит так: «Нет Востока без Запада и нет Запада без Востока» [2, с.84].

Интерес к Востоку в наши дни огромен и, скорее всего, будет возрастать и дальше. Он всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия и т.д.

Знаменитые философы древнего Востока.

Китай: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжуншу, Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, Ван Янмин, Моу Цзуньсань, Тан Цзюньи, Сюй Фугуань, Ду Вэймин, Чэн Чжунъин, Лю Шусянь, Чжуан Чжоу, Ле-цзы, Мо-цзы (Мо Ди), Хань Фэй, Ван Чун, Тань Сытун, Сунь Ятсен и др.

Индия: Джина Махавира, Сиддхартха Гаутама (Будда), Джаймини, Шанкара, Рамануджа, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара [4].

Литература

1. Канке В.А. Основные этапы философии. 2001. http://lib.rin.ru/doc/i/16305p.html

2. Кононенко Б.И. Культура. Цивилизация. Россия: Учебное пособие / Б.И. Кононенко. - М.: Издательство «Щит-М», 2003. - 338 с.

3. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юристъ, 1996. - 512 с.

4. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.

Просмотров работы: 3956