Особенности атрибуции ответственности в юношеском возрасте - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Особенности атрибуции ответственности в юношеском возрасте

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В юношеском возрасте происходит изменение отношения ребенка к самому себе и миру, формируются жизненная позиция, ценности, нравственные убеждения, юноша находится в поиске смысла жизни.

По мнению И.Кона «нравственная сила и масштаб человеческой личности определяются в первую очередь ее чувством ответственности, причем не только за себя, но и за других». Атрибуция ответственности может быть как внешней, так и внутренней. В первом случае подразумеваемым субъектом социального контроля и атрибуции является общество, коллектив, а во втором - сама личность.

Целью нашего исследования является изучение атрибуции ответственности у юношей с различными ценностными ориентациями. Объектом исследования являются старшеклассники и студенты 2-го курса. Мы считаем, что ценностные ориентации юношей влияют на чувство ответственности и в зависимости от возраста они меняются.

В результате проведенного исследования мы установили, что доминирующими терминальными ценностями  у старшеклассников являются «любовь», «активная деятельная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». Различия существуют  по ценностям «здоровья», «наличие хороших и верных друзей», «развитие». У юношей с высоким уровнем субъективного контроля (интерналов), категория здоровья и развития выступает на первый план, а для экстерналов более важной оказывается ценность «наличие хороших и верных друзей».

Наибольшую разницу в инструментальных ценностях имеют такие категории как «высокие запросы» и «независимость». Для экстерналов важной ценностью является «независимость», так как для интерноалов - «высокие запросы».

Такие ценности как «рационализм», «самоконтроль», «смелость в отстаивании своего мнения», «твердая воля» являются приоритетными для старшеклассников с низким уровнем субъективного контроля.

«Исполнительность», «ответственность», «честность» это те ценности, которые подростки с низким уровнем субъективного контроля выбирают как наиболее значимые.

Таким образом, мы получаем, что экстерналы наиболее приоритетными для себя выбирают те ценности, которые направлены на успешное и выгодное взаимодействие с окружающим миром, тогда как для интерналов важными являются те ценности, которые направлены на внутреннее саморазвитие.

Просмотров работы: 35