Основные направления исследования компьютерной игры в психологии - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Основные направления исследования компьютерной игры в психологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Появление компьютерных игр в 70-х годах прошлого века в западной культуре сделало их популярными среди детей подростков, актуализировало исследования о влиянии компьютерных игр на психическое развитие детей и подростков. К настоящему времени сложились два основных направления исследований в этой области: 1) изучение влияния компьютерных игр на психическое развитие и развитие личности, социальную адаптацию ребенка; 2) исследование когнитивных процессов, протекающих во взаимодействии с компьютерной средой. К числу проблем, затрагивающих первое направление исследований можно отнести аспекты привыкания к компьютерной среде, приводящих к возникновению игровой зависимости; усвоения стереотипов агрессивного поведения; полоролевых стереотипов; воздействие компьютерной игры на особенности характера играющих. В рамках первого направления изучаются особенности игровых предпочтений. Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с широкой распространенностью игр и превращением их в основную форму досуга детей. В исследовании Гриффитса было выделено два типа мотивов, заставляющих детей и подростков неоднократно обращаться к компьютерной игре. Игроки с первым типом мотивации играют ради удовлетворения мотива достижения, такие дети нормально общаются с окружающими,  к игре обращаются во время отдыха и досуга. Для игроков со вторым типом мотивации игра становится формой эскапизма (ухода от реальности). Причиной такого увлечения компьютерными играми может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни. Другая проблема, активно обсуждаемая психологами - изучение выраженной агрессивности содержания компьютерных игр. С точки зрения представителей теорий социального научения многие компьютерные игры содержат модели агрессивного поведения и влияют на враждебность ребенка. Согласно психоаналитическим теориям компьютерные игры дают возможность отреагировать вытесняемые ребенком агрессивные импульсы, выразить чувства гнева. Исследования игры как средства социализации и социальной адаптации в приложении к новому содержанию компьютерных игр проводятся в рамках социокультурного подхода.  С одной стороны, игра рассматривается как поддерживающая среда, но с другой стороны, увлечение компьютером усугубляет проблемы в сфере социальных контактов, изолируя ребенка от общества сверстников как традиционного института социализации. Во втором направлении рассматриваются особенности интеллектуального развития, развития восприятия, памяти, скорости реакции, тренировки конкретных навыков с помощью компьютера, включения компьютерных технологий в обучение детей разного возраста, а также исследования специфических ситуаций интеллектуального развития в условиях компьютерной среды, а также возможности компьютерно-игровой реабилитации инвалидов и подростков с задержками в развитии.

Просмотров работы: 19