Особое значение в последнее время приобретает диагностика развития иноязычных детей, поскольку в настоящее время в нашей стране возросло количество мигрантов, причем большая часть из которых не владеет в достаточной степени русским языком. У детей из этих семей возникают большие трудности в обучении и поэтому одной из проблем для школьных психологов становится выявление уровня развития детей переселенцев из семей не говорящих или плохо говорящих на русском языке, а так-же разработка коррекционных и развивающих программ для помощи в адаптации к новым социальным условиям.
Проблема когнитивного развития, социокультурной и средовой адаптации рассматривается в работах многих отечественных и зарубежных психологов: И.Герберта, Н.Н.Ланге, П.Я.Гальперина, Н.Ф.Добрынина, Э.Крепелина, Г.Э.Мюллера, Л.С.Выготского, А.А.Смирнова, П.И.Зинченко, Ж. Пиаже, А.М.Матюшкина, А.Мессера, Солдатовой Г.У., Гриценко В.В., Дорожевиц А.Н., Павленко В.Н и других.
Отклонения в когнитивном развитии детей-мигрантов из семей не говорящих на русском языке не связаны с патологией развития, а связаны, прежде всего, с незнанием русского языка детьми-беженцами и особенностями прохождениями ими адаптационного периода. Анализ передового опыта ведущих учителей России показывает что, если целенаправленно заниматься с детьми-мигрантами русским языком, вторым для них языком, то у них не только ускориться процесс освоения второго языка, но и, исходя из исследований Б.С.Котик, повысится роль доминантного полушария.
Некоторые социально-демографические характеристики могут способствовать повышению адаптивного потенциала вынужденных мигрантов, другие действовать в обратном направлении. Но, в то же время, сами по себе социально-демографические факторы не могут фатально предопределять успешность или неуспешность процесса адаптации. Здесь имеет место сложное переплетение характеристик, обусловленных влиянием таких социально-демографических показателей, как пол, возраст, уровень образования: отрицательное воздействие одних уравновешивается за счет положительного влияния других. Учитывая все вышеперечисленные факторы и строя свою работу на их основе учитель и психолог могут значительно улучшить процесс адаптации ребенка как к новым жизненным условиям, так и к новому ученическому коллективу, так и в целом к новой языковой и культурной среде.