В современных условиях личность, являясь продуктом общественного развития, становится субъектом культуры, субъектом деятельности в образовательном пространстве. От субъектной направленности и зависит содержание профессиональной активности личности. В современной образовательной парадигме, ориентированной на удовлетворение потребностей личности, особое место занимают проблемы саморазвития, самоопределения, самореализации человека.
Самоопределение личности проявляется в осознанном выборе, в стремлении занять собственную, достаточно независимую позицию в системе профессиональных отношений. В процессе самоопределения человек сам проектирует и строит свой жизненный путь.
В отечественной психологии накоплен богатейший опыт исследования проблемы профессионального самоопределения. Это в первую очередь разработки таких ученых, как Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, П.А. Шавир, С.Н.Чистякова, Е.И. Головаха и многих других. Профессиональное самоопределение - важнейший этап социализации личности оно также является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре.
Актуальность проблемы профессионального самоопределения обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях.
Цель нашего исследования - изучить особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа. В исследовании принимали участие студенты первых и выпускных курсов ГОУ СПО РО Каменского педагогического колледжа. Методическим материалом являлись: тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), опросник «Психологический портрет учителя» (Г.В. Рязапкина).
Анализ полученных результатов показал, что у выпускников показатели эффективности самоопределения ниже, чем у студентов первого курса.
Мы предполагаем что, эффективность профессионального самоопределения зависит от взаимодействия объективных факторов (этап обучения, профессиональная направленность), социально-психологических факторов (влияние родителей, друзей, учителей) и субъективных (смысложизненные ориентации и уровень доверия к себе).