В современных условиях одним из приоритетных направлений развития экономики любой страны является ее продовольственная безопасность, которая обеспечивается эффективной деятельностью сельскохозяйственных предприятий, отличающихся спецификой кругооборота оборотных средств и характером производства. В этой связи, принимая во внимание новые вызовы времени, имеющийся потенциал сельскохозяйственных предприятий может быть наиболее полно реализован при наличии соответствующей поддержки, в том числе со стороны банков, предоставляющих кредитные ресурсы, что обуславливает потребность в углублении исследований теоретических и организационных основ кредитования сельскохозяйственных предприятий.
Сельское хозяйство существенно отличается от остальных секторов экономики по объектам кредитования и особенностям предмета залога. В связи с этим целью нашего исследования являются анализ кредитования сельскохозяйственных организаций, выявление проблем, разработка мероприятий их преодоления, рассмотренные на примере Омской области. Данные проблемы можно выделить в любом субъекте Российской Федерации и в общем по стране.
На первом этапе исследования нами проведен анализ кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате проведенного анализа кредитования сельскохозяйственных организаций Омской области нами определены проблемы, которые оказывают существенное влияние на их финансовое состояние, приводят к увеличению трансакционных издержек.
К первой проблеме следует отнести отсутствие денежных средств для погашения кредитов, т.е. платежный кризис. Вторая проблема - пролонгация кредита. Третья проблема состоит в отсутствии залоговой базы. Четвертой проблемой является отсутствие информационно-консультационной помощи заемщикам. Недостаточное субсидирование процентных ставок по кредитам - это пятая проблема. Следующая проблема связана с отсутствие регионального фонда поддержки сельскохозяйственных организаций.
Нами были выработаны следующие рекомендации, которые позволили бы решить выявленные проблемы. Решение проблемы платежного кризиса предполагает координацию деятельности государственных структур, коммерческих банков, создание регионального фонда поддержки сельскохозяйственных организаций. Для решения проблемы, связанной с недостаточной залоговой базой на наш взгляд недостаточно простых финансовых вливаний. Поскольку объектом залога, чаще всего являются внеоборотные активы организации, такие как недвижимое имущество, транспорт и биологические активы мы предлагаем, определять стоимость имущества организации не по остаточной, а по справедливой стоимости, как это и предполагает МФСО. По нашему мнению, это позволит увеличить стоимость активов и частично решить проблему обеспеченности кредита.
Важным мероприятием по обеспечению кредитными ресурсами сельскохозяйственных товаропроизводителей, как было отмечено нами выше, было бы создание Регионального фонда поддержки сельскохозяйственных организаций, учрежденный при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Региональный фонд поддержки сельскохозяйственных организаций мог бы аккумулировать и эффективно перераспределять ресурсы именно тем организациям, которым это необходимо. Во-вторых, при объединенных усилиях фонда, Правительства Омской области и кредитных учреждений возможно решить проблемы при пролонгации кредита, проблему залогового обеспечения, как при первичном кредитовании, так и при пролонгации кредитов. На наш взгляд региональный фонд поддержки сельскохозяйственных организаций будет выступать в качестве гаранта перед кредитными учреждениями от имени предприятий. Следующую проблему, которую позволит решить фонд - это обеспечение информационно-консультационной поддержки товаропроизводителям. Решение проблемы субсидирования процентных ставок решается, прежде всего, на уровне Правительства Омской области. В рамках программы по развитию АПК региона предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам. Однако зачастую предприятиям АПК, осуществляющим модернизацию производства, отказывают в субсидировании, ссылаясь на недостаточность денежных средств. На наш взгляд должна поменяться политика в распределении субсидий и прежде всего их должны получать организации осуществляющие перевооружение своих мощностей.
Эти мероприятия на наш взгляд позволили бы в значительной степени облегчить доступ сельскохозяйственным товаропроизводителям к кредитным ресурсам и тем самым позволили бы обеспечить непрерывное производство и модернизацию сельскохозяйственной отрасли.