Славянофильство как духовное течение в XIX в. - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Славянофильство как духовное течение в XIX в.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Славянофильство (И. Киреевский, А. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин и другие) как духовное течение возникло в 30-е - 40-е годы XIX-го века и развивалось в спорах с западничеством. Славянофилы под­черкивали самобытность отечественной эволюции, своеобразие ее историко-национального и культурно-религиозного пути, пытались обосновать особую историческую миссию славян, которые должны дать Западной Ев­ропе новые экономические, этические и религиозные ориентиры. Учение славянофилов - это теория о целостном духе, об объединенном любовью соборном сознании. По их мнению, соборность как метафизический прин­цип бытия с помощью воли и любви позволяет группам людей, объединен­ных православной церковью, познавать мир таким, каков он есть. Славя­нофилы, при противопоставлении внутренней свободы человека и внешней необходимости защищают превосходство свободы, основанной на личных убеждениях индивида, считая, что действия человека должны определяться внутренними, духовными, а не материальными интересами. Человек дол­жен слушать в первую очередь свою совесть и противостоять стремлению разума к выгоде.

Славянофильская школа, - по мнению Розанова, - долгое время гонимая, не признаваемая нашим темным обществом, только в последнее время получила в России своё признание и торжество". Эти слова могут быть повторены и сегодня. Об одном из лидеров славянофильства, Киреевском, он говорил, что тот был подлинным священным писателем, а его сочинения суть священное писание в нашей русской литературе. Он, а за ним и вся линия славянофилов сочинили священное писание русской литературы. Их творения выходят из необыкновенно высокого строения души, из какого-то священного восторга, обращенного к русской душе. Славянофильство - это тяжеловесный, золотой фонд нашей культуры и истории, нашей общественности и цивилизации. Аксаков, русский патриот, мыслитель, вложил огромный вклад в объяснение хода русской истории. И он менее известен чем, например, Ильин. У Розанова есть такая мысль: "Славянофильство есть просто любовь русского к России, если когда-то было сказано, что славянофильство умерло, то, огладываясь, прослеживая линию схождения, не скажем ли, что западничество - действительно умерло, совсем нет его представителей".

Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совер­шенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к про­шлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.

Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то тем не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и домыслов".

"Гоголь, Киреевский, Хомяков, Константин Леонтьев - вот крупнейшие русские строго церковно-православные мыслители и в то же время яркие религиозные личности, которые глубоко поняли первенствующее значение Русской Православной Церкви в истории русской духовной культуры и которые отдали все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение этой Церкви, - пишет проф. Ив. Андреев в статье "Религиозное лицо Гоголя".

Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и "Непонятый Предвозвеститель - Пушкин". Эту целостность души они приобрели изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви", которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.

Славянофилы дали глубочайшую и широчайшую концепцию целой цивилизации. Самый популярный на Западе русский философ Н. Бердяев в книге "Русская идея" говорил, что славянофильство - первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Славянофилы просто переломили в нашем славянском духе то, что совершалось на вершинах Европейской мировой культуры. Они определили русскую мысль как религиозную по преимуществу. В этом их неумирающая заслуга. Славянофилы верили в великое призвание России, русского народа скрытую в нем правду, и они пытались характеризовать некоторые оригинальные черты, в этом их значение и заслуга.
Просмотров работы: 36