Сущность человека в философии А.Шопенгауэра - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Сущность человека в философии А.Шопенгауэра

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прежде всего под человеком в философии принято понимать представителя «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. «Человек, - это существо разумное и универсально-деятельностное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию».

Сущность человека, для Шопенгауэра, это прежде всего - во­ля. Правомерно возникает вопрос: можно ли рассматривать сущ­ность человека как явление только духовного порядка, либо толь­ко как материального порядка? Итак, воля, как сущность человека, при характеристике важ­нейших своих проявлений не может быть рассмотрена лишь как духовное образование. Для Шопенгауэра, сущность человека раскрывается лишь по отношению к миру, который может быть рас­смотрен как воля и как представление. Первичным, главным в человеке является воля, разум же как функция мозга предстает как вторичное. При этом Шопенгауэр доказывает преобладание воли над сознанием. Сознание - нечто физическое; воля - не­что метафизическое; сознание - это проявление, воля - это сущность; сознание - нечто случайное, воля - нечто незыбле­мое; сознание - свет, воля - теплота. Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека, считал философ, - упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание.

Но если воле и разуму отводится различная роль в жизни че­ловека (с признанием определяющего начала воли над разумом), то не ясно, каким образом она может осуществлять свои действия вне разума и каким образом может функционировать разум, на­ходясь вне зависимости от воли. Поэтому вряд ли правомерным будет признать волю неизмен­ной. Шопенгауэр отмечает, что характер человека значительно изменяется от внешних причин, а с изменением характера происходит перерождение воли.

Составными частями духовного мира людей, по мысли Шо­пенгауэра, являются воля и интеллект. Духовная жизнь людей, по Шопенгауэру, связана с интеллек­том. «...При этом условии,- пишет он,- наряду с действитель­ной, они ведут еще и интеллектуальную жизнь, которая все время дает им свободное от страданий и вместе с тем живо интере­сующее их занятие». Интеллектуальная жизнь представлена различными ступенями развития. К низшим ее стадиям Шопен­гауэр относит простое собирание и описание насекомых, минера­лов, монет и т.п., а к высшим - творчество мысли, поэзии и фи­лософии.

Различия интеллектуальной жизни людей зависят от степени развитости их интеллекта. Как правило, интеллектуальная дея­тельность возможна тогда, когда человек свободен от забот по добыванию средств существования и имеет свободное время для занятия ею. «...Обладание досугом,- считает философ,- не только не свойственно обыкновенной судьбе, но и чуждо натуре обыкновенного человека, ибо его естественное назначение - в том,   чтобы   тратить   свое   время   на   добывание   необходимых им средств для существования его самого и его семьи».

Только тогда, когда человек, стремящийся к интеллектуальному развитию имеет еще и свободное время, он будет жить жизнью высшего порядка, «именно жизнью, избавленной от обоих противоположных источников человеческого страдания, от нуж­ды и от скуки, иными словами от тревожной заботы о своем существовании и от неспособности переносить досуг (т.е. сами свободное существование)...».

Шопенгауэр не рассматривает человека как личность в обще­принятом значении этого слова. Сущность человека, по Шопенгауэру, проявляется трояким образом: во-первых, в том, «что такое человек есть»; во-вторых, в том, «что человек имеет»; в-третьих, в том, «чем человек представляется».

«Что такое человек есть» - это прежде всего, характери­стика индивида в самом общем смысле этого слова. «Сюда отно­сятся... здоровье, сила, красота, темперамент, нравственный ха­рактер, ум и его развитие». «Что человек имеет» - это «всяко­го рода собственность и владение». «Чем человек представля­ется» - это то, «каков человек в представлении других... Таким образом, здесь мы имеем дело с их мнением о нем, которое про­является в троякой форме - как честь, ранг и слава».

Каждый человек живет в таком мире, предначертанность ко­торого определена мировой волей. «Ибо всякий человек непо­средственно сознает только свои собственные представления, чувства и волевые движения: внешние вещи влияют на него лишь постольку, поскольку они дают повод для этих психических состояний». В свою очередь, степень различия отношения к окру­жающему миру зависит от развития интеллекта людей: «ведь од­но и то же происшествие, представляющееся столь интересным для высокого одаренного интеллекта, в представлении плоской дюжинной головы принимает вид самого пустого случая из по­вседневной жизни».

«...Счастье человека,- пишет философ,- гораздо более зави­сит от его свойств, нежели от того, что он имеет или чем он представляется». Поэтому значимыми качествами для человека является «обусловленный полным здоровьем и счастливой орга­низацией спокойный и веселый нрав, ясный, живой, проница­тельный и верно схватывающий ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть». Это преимущества, «которых не мо­жет заменить никакой ранг, никакое богатство.

Просмотров работы: 1999