Прежде всего под человеком в философии принято понимать представителя «гомо сапиенс», который является высшей ступенью в развитии всех известных науке живых существ на нашей планете. «Человек, - это существо разумное и универсально-деятельностное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию».
Сущность человека, для Шопенгауэра, это прежде всего - воля. Правомерно возникает вопрос: можно ли рассматривать сущность человека как явление только духовного порядка, либо только как материального порядка? Итак, воля, как сущность человека, при характеристике важнейших своих проявлений не может быть рассмотрена лишь как духовное образование. Для Шопенгауэра, сущность человека раскрывается лишь по отношению к миру, который может быть рассмотрен как воля и как представление. Первичным, главным в человеке является воля, разум же как функция мозга предстает как вторичное. При этом Шопенгауэр доказывает преобладание воли над сознанием. Сознание - нечто физическое; воля - нечто метафизическое; сознание - это проявление, воля - это сущность; сознание - нечто случайное, воля - нечто незыблемое; сознание - свет, воля - теплота. Его творчество пронизано пессимизмом: воля, желание и бесконечные стремления человека, считал философ, - упираются в несовершенство мира, и это превращает жизнь человека в неисчерпаемое страдание.
Но если воле и разуму отводится различная роль в жизни человека (с признанием определяющего начала воли над разумом), то не ясно, каким образом она может осуществлять свои действия вне разума и каким образом может функционировать разум, находясь вне зависимости от воли. Поэтому вряд ли правомерным будет признать волю неизменной. Шопенгауэр отмечает, что характер человека значительно изменяется от внешних причин, а с изменением характера происходит перерождение воли.
Составными частями духовного мира людей, по мысли Шопенгауэра, являются воля и интеллект. Духовная жизнь людей, по Шопенгауэру, связана с интеллектом. «...При этом условии,- пишет он,- наряду с действительной, они ведут еще и интеллектуальную жизнь, которая все время дает им свободное от страданий и вместе с тем живо интересующее их занятие». Интеллектуальная жизнь представлена различными ступенями развития. К низшим ее стадиям Шопенгауэр относит простое собирание и описание насекомых, минералов, монет и т.п., а к высшим - творчество мысли, поэзии и философии.
Различия интеллектуальной жизни людей зависят от степени развитости их интеллекта. Как правило, интеллектуальная деятельность возможна тогда, когда человек свободен от забот по добыванию средств существования и имеет свободное время для занятия ею. «...Обладание досугом,- считает философ,- не только не свойственно обыкновенной судьбе, но и чуждо натуре обыкновенного человека, ибо его естественное назначение - в том, чтобы тратить свое время на добывание необходимых им средств для существования его самого и его семьи».
Только тогда, когда человек, стремящийся к интеллектуальному развитию имеет еще и свободное время, он будет жить жизнью высшего порядка, «именно жизнью, избавленной от обоих противоположных источников человеческого страдания, от нужды и от скуки, иными словами от тревожной заботы о своем существовании и от неспособности переносить досуг (т.е. сами свободное существование)...».
Шопенгауэр не рассматривает человека как личность в общепринятом значении этого слова. Сущность человека, по Шопенгауэру, проявляется трояким образом: во-первых, в том, «что такое человек есть»; во-вторых, в том, «что человек имеет»; в-третьих, в том, «чем человек представляется».
«Что такое человек есть» - это прежде всего, характеристика индивида в самом общем смысле этого слова. «Сюда относятся... здоровье, сила, красота, темперамент, нравственный характер, ум и его развитие». «Что человек имеет» - это «всякого рода собственность и владение». «Чем человек представляется» - это то, «каков человек в представлении других... Таким образом, здесь мы имеем дело с их мнением о нем, которое проявляется в троякой форме - как честь, ранг и слава».
Каждый человек живет в таком мире, предначертанность которого определена мировой волей. «Ибо всякий человек непосредственно сознает только свои собственные представления, чувства и волевые движения: внешние вещи влияют на него лишь постольку, поскольку они дают повод для этих психических состояний». В свою очередь, степень различия отношения к окружающему миру зависит от развития интеллекта людей: «ведь одно и то же происшествие, представляющееся столь интересным для высокого одаренного интеллекта, в представлении плоской дюжинной головы принимает вид самого пустого случая из повседневной жизни».
«...Счастье человека,- пишет философ,- гораздо более зависит от его свойств, нежели от того, что он имеет или чем он представляется». Поэтому значимыми качествами для человека является «обусловленный полным здоровьем и счастливой организацией спокойный и веселый нрав, ясный, живой, проницательный и верно схватывающий ум, умеренная, кроткая воля, дающая чистую совесть». Это преимущества, «которых не может заменить никакой ранг, никакое богатство.