Отражение правды в русской философии - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Отражение правды в русской философии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В русской философии истинная правда - это действенная, спасающая правда. Она исходит от Бога, и, следовательно, основана на силе Божией, на истине Божией. Обретение правды - это принятие заповедей Божьих. Поэтому существует лишь одна подлинная истина - Бог, одна истинная справедливость - Бог и одна подлинная правда - Божественная.

Впрочем, правда - не только явление религиозного сознания, которое характеризует добродетельную личность, но и культурное и социальное явление. Связывая русский идеал правды с православной философской и церковной традицией, можно констатировать следующее - в отечественной культуре подразумевается особая роль категории правды.

Акцент на этическом содержании национального идеала правды сделан под влиянием всего контекста русской религиозно-философской литературы - от древнерусских памятников, таких как духовный стих о «Голубиной книге», «Слово о Законе и Благодати», до работ русских религиозных философов.

Утверждение о сочетании в русской духовной среде ценностей христианства с остатками язычества стало в научной литературе традиционным. «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие».

Отношения русской ментальности к идейным основам религиозной концепции, служит языковая среда человеческой жизнедеятельности. Стереотипы массового восприятия людей фиксируются в лоне родного языка, прежде всего, в пословицах и поговорках.

Все возвышенное, доброе, прекрасное, праведное в мире и человеке в русской ментальности соотносимо с Богом как первоистоком мировой гармонии. В русской ментальности Бог - это неподкупный судья земных дел, носитель правды, хранитель справедливости в мире («Не в силе Бог, а в правде»; «Правда гневна, да Богу люба»; «В правде Бог помогает, в неправде запинает»; «Правда у Бога, а Кривда на земле»). Противостояние правды и неправды (кривды) отражено и в памятнике древнерусского творчества духовном стихе о «Голубиной книге». Неправда земного бытия налагает на лик Божественной правды тень несправедливости и неистинности. Без Бога человек - ничто, и правда, как показано ранее, вбирает в себя весь спектр нормативных функций, установленных Творцом: указывать закон, предоставлять право, судить и воздавать. Поэтому основополагающий Божественный порядок, воплощенный в правде есть постоянно действующий фон для различных поведенческих форм жизнедеятельности человека.

Представление о правде опирается на понятие «добродетели», которая в христианстве неразрывно связана с первородным грехом человека, т.е. с «поступком, противным закону Божию», «виной перед Господом». Непримиримое противоречие между грехом и правдой в русском языке подтверждается и пословицами, например: «Правда свята, а мы люди грешные». С грехом в русской ментальности отождествляется  неправда («Всякая неправда грех»). У В.И. Даля неправда отождествляется с несправедливостью, «незаконным делом», которое противно совести.

Благодаря тому, что Бог являет себя как непосредственный участник земных дел, присутствуя во внушениях совести («Совесть добрая есть глас божий»), правда в русской ментальности связывается с совестью человека. Ведь именно на совесть указывал В.И. Даль как на «прирожденную правду в различной степени развития». Совесть побуждает человека не только осознать добро и истину, но и рождает чувство влечения, «невольную любовь к добру» и отвращение к неправде, лжи и злу. В русских философских трактатах, пословицах и поговорках правда выступала ориентиром на совесть и справедливость.

Правда и неправда в фактической жизни человеческой личности, являются не двумя структурно однородными, хотя и полярно противоположными, а двумя структурно совершенно различными свойствами существования. Правду и неправду можно соотнести с двумя словами-символами, характеризующими фундаментальное отношение человека к подлинному бытию «быть» или «иметь». «Иметь» всегда аналитично, т.е. предполагает разложение мира на полезное и вредное, приятное и неприятное и т.п. «Быть» неделимо: нельзя наполовину спастись, наполовину попасть в ад. Таким образом, изучение правды в канве онтологической проблемы предполагает вопрос о целостности бытия и о человеке самом как целостности.

Просмотров работы: 40