В словаре Владимира Даля сказано, что предприниматель - человек, решивший "исполнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного".
В XIX веке в России слово "предприниматель" относилось прежде всего к человеку, производившему что-либо на своих предприятиях. Это понятие было синонимом уважаемого человека, которому были присущи решительность и энергия, не мыслимые без веры в собственные силы, в свою способность преодолеть все трудности и препятствия. Но одновременно все это поддерживалось его религиозностью.
Благочестие русского купечества имело самое положительное значение для русской культуры, социальной сферы. Его неотъемлемой частью были строительство и украшение храмов, благотворительность и меценатство, т.е. перевод части плодов хозяйственной деятельности из сферы прагматической и утилитарной в сферу бескорыстного служения. Так, традиционной формой религиозного служения русского купечества было строительство храмов. Рябушинский замечает, что "храмоздатель и русский хозяйственный мужик и купец - это почти синонимы". Русский благочестивый купец испытывал потребность в демонстрации связи своего успеха с сакральными ценностями, а также желание выразить в зримой, осязаемой форме свою благодарность Богу. Упоминания о том, что какой-либо храм построен на деньги купцов, относятся уже к XIV - XV векам. Причем это были как фабрично-заводские церкви, так и приходские храмы и даже монастыри, выстроенные на индивидуальные пожертвования. Православному русскому человеку была чужда идея - богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека путем самоотверженного подвижнического труда.
Предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно имело активную поддержку со стороны государства. Становление и развитие предпринимательства - это долгий исторический процесс.
История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще с конца 1 тыс. н.э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей.
В России предпринимательство складывалось под влиянием разнообразных факторов. Этому способствовало разложение первобытнообщинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая частную. С обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы выделились ремесла, произошло углубление общественного разделения труда.
Условия для развития предпринимательской деятельности в России на протяжении веков были весьма сложными, что объясняется целым рядом природно-географических и исторических факторов. Россия, особенно Северо-восточная Русь, - обширная северная страна с малоплодотворными почвами, суровым климатом. В связи с этим производительность труда росла крайне медленно, что сдерживало рост прибавочного продукта, а, следовательно, и развитие предпринимательства.
Россия в течение веков развивалась в глубь евроазиатского континента, находилась вдали от теплых морей, вдали от развитых коммуникаций древней и средневековой торговли, на чем основывалось процветание многих городов и целых стран Южной и Западной Европы.
Внутренние коммуникации страны были чрезмерно растянуты, ее обширные пространства из-за густых лесов, болот были труднопроходимы. Находясь на крайнем Северо-востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где еще в древности высокого уровня достигали институты частной собственности, предпринимательство в разных формах.
Одной из форм такого труда становится русское предпринимательство.
Государственный гнёт и крепостное право, существовавшие на протяжении нескольких столетий, способствовали бедности значительной части населения России, отсюда и крайняя узость рынка - это также весьма неблагоприятный фактор для развития предпринимательства.
Центрами торговли и предпринимательства средневековой России, как и повсюду, были города. Но и они оказывались под воздействием тех же неблагоприятных факторов, отставали от городов западной Европы по развитию, по городскому самоуправлению. Русские города находились в сильной зависимости от княжеской и боярской власти, затем от царской и имперской бюрократии. В силу целого ряда причин внутреннего социально-экономического развития крупные землевладельцы, сначала бояре, затем дворяне, занимались предпринимательской деятельностью, но при этом они использовали связи с казной, а еще чаще опирались на даровой труд крепостных крестьян.
Предпринимательство давало средства не только "на хлеб насущный", но и поддерживало духовные запросы общества, формировало определенное мировоззрение людей, их философию жизни. Имена многих российских предпринимателей остались в истории благодаря деятельности именно на духовном поприще. Они известны всем - это Мамонтовы, Сабашниковы, Третьяковы...
Если же говорить о философии предпринимательства, то ею должно стать прежде всего желание создавать и развивать. Так, противостояние суровым условиям страны, огромный труд по освоению ее пространств, способствовали развитию таких черт национального характера, крайне важных для предпринимательской деятельности, как энергия, предприимчивость, стойкость, терпение и другие.
Православному русскому человеку была чужда идея - богатство ради богатства. Идее прогресса русская духовная культура предлагает экономическое преображение жизни человека путем самоотверженного подвижнического труда.
А ведь именно такие люди и должны составлять основу предпринимательского сословия и делать Россию процветающей.