Проблема идеала в утопических философских произведениях - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Проблема идеала в утопических философских произведениях

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Утопия тесно связана с идеалом, которым обусловлены основные черты утопического сознания. П.И. Новгородцев замечал, что «утопии, находящие себе широкое распространение, живущие в сознании человека на протяжении многих веков, не могут не иметь некоторой внутренней правды. И эта правда заключается в их связи с безусловными началами общественного идеала - с началами равенства, добра и справедливости».

Понятие «идеал» может означать - наилучшее из возможных в нашем мире состояний, значение этого понятия часто отождествляют с «человеческим благом» или «конечной целью», к которой должно стремиться в своем развитии общество.

Именно в этом значении мы говорим об утопиях, что они являются идеалом. «Создатель утопии может допустить возможность существования многих вещей, которые фактически не могут существовать, но он всегда признает, что невозможное, как следствие закона природы, все-таки существует; и отсюда его конструкция в принципе отличается от той, в которой не принимались бы в расчет никакие законы природы, даже несмотря на самое очевидное установление этих законов».

Любой идеал, будучи абсолютным образцом, должен содержать в себе нечто неизменное, незыблемое. Вместе с тем, развиваясь, он изменяется, отображая новые черты своего содержания. Задача в этом случае состоит в поиске способов логической и теоретической связи абсолютных моментов идеала с развивающимися компонентами. Но в силу того, что идеал попадает в сферу жизненно значимых идей, включенных в структуру личности, его изменение становится личностно и социально обусловленным процессом.   

Эволюция идеалов происходит также и на общественном уровне, человеческой истории в целом. Можно сказать, что каждая эпоха, каждое социальное образование создает свои собственные общественные идеалы, оставаясь преисполненными верой в их общечеловеческую значимость.

Идеал выбирается и конструируется в рамках мировоззрения, в основе которого лежит обобщение знания о мире. Сюда же относятся и ценностные ориентации, а также отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами и идеалами. Идеалы в общественной и личной жизни имеют не только позитивный, но также и негативный характер.

Природа идеала внутренне противоречива. С одной стороны, он находится в определенном разладе с действительностью, а с другой, - сама действительность вызывает идеал к жизни и формирует его конкретный образ. Вопрос о соотнесении абсолютного и относительного начал до сих пор дискутируется в философской науке. При этом он имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Любой идеал, будучи абсолютным образцом, должен содержать в себе нечто неизменное, незыблемое. Вместе с тем, развиваясь, он изменяется, отображая новые черты своего содержания. Задача в этом случае состоит в поиске способов логической и теоретической связи абсолютных моментов идеала с развивающимися компонентами. Но в силу того, что идеал попадает в сферу жизненно значимых идей, включенных в структуру личности, его изменение становится личностно и социально обусловленным процессом.      

Механизм утопического идеалообразования можно охарактеризовать следующим образом. В сознании человека начинает формироваться замысел, рожденный его непосредственным интересом, имеющий целью изменить существующий, не удовлетворяющий его порядок вещей. Данный процесс тесно связан с природой человеческого сознания, направленного на достижение состояния, при котором индивид избавлен от дискомфорта окружающей его действительности. В процессе создания идеала происходит абсолютизация и фетишизация желаемых черт и тенденций общественного устройства, удаленного из сложной системы исторического процесса. Это могут быть «справедливость», «счастье» и другие характеристики желаемого бытия, В результате окружающая действительность теряет ощущение реальности. Проходя стадии необходимости, потребности, интереса, сознание автора утопии приходит к стадии формирования абстрактной цели и на этом останавливается, так как в окружающей действительности оно не находит оснований для реальных преобразований в желаемом направлении.

Порою автор утопии не удовлетворяется созданным им умозрительным проектом идеального будущего. В этом случае его целью становится воплощение своих намерений в реальной действительности.

Идеал служит для человека целью и руководством к действию. Идеалы составляют фундамент мировой культуры, оставаясь неизменной характеристикой человеческого бытия. В утопии идеал представляет собой конечную цель развития общества, выступая в роли образа совершенного мира. Когда идеал принимает вид практической цели, утопия превращается в план действий, требующий своей реализации, т.е. утопизм.

Просмотров работы: 46