Читая прославления философии у Марка Аврелия, мы всегда должны помнить, какое место она занимала в культурном обиходе Римской империи. Философии предназначалось руководство нравственной жизнью отдельного человека и целого общества.
«Жизнь - борьба и странствия на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии». Римский император Марк Аврелий Антонин (121-180) всю жизнь был верен этому убеждению. Самодисциплина, хладнокровие и мужество не только помогли «философу на троне», как прозвали его потомки, справиться с разочарованностью и мучительным одиночеством, но позволили придать законченную форму учению стоиков и стать влиятельнейшим философом Древнего Рима. «Смерть не имеет к нам никакого отношения - существуем мы, не существует она, когда же есть она - мы уже не существуем», - одно из его известнейших парадоксальных высказываний[i].
Не обладавший воинственным характером, Марк Аврелий всю жизнь был вынужден проводить в военных походах. «Размышления», личные записи римского императора, которые стали его главным философским шедевром, были созданы им в 70-е гг. II в.н.э. в походной палатке. Эту книгу знают так же под названием «Наедине с собой».
В своем сочинении автор предстает перед нами как человек, в высшей степени интеллектуально одаренный, необычайно проницательный наблюдатель, наделенный редкой интуицией. Этике Марка Аврелия Антонина был присущ фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Но этика "Размышлений" не пассивна, она требует от людей не только покорности и терпения. Сама кратковременность жизни есть призыв человека к действию. "Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним". Мысль о неизбежной смерти побуждает человека задуматься о бесконечной ценности каждого мгновения. Это призыв к активности, призыв проживать каждый день как последний в своей жизни. Требовать от себя максимального, работать на пределе своих возможностей, отдавать себя полностью делу, к которому ты призван. Наряду с этим, человек должен находиться в постоянном внимании к миру и к самому себе. «Размышления» Марка Аврелия были образцом духовной практики стоика, который погружается в мир, радостно сознавая себя частицей великого мирового целого.
Марку Аврелию удалось применить те морально-политические принципы, которые мы находим в его «Размышлениях». Философия Марка Аврелия: здесь не расходится с его деятельностью, и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и прочувствованных его мыслей. Марк Аврелий окружал себя философами-риторами, он сделал государственными людьми своих старых наставников, так среди консулов и проконсулов его царствования мы находим Ирода Аттика, Фронтона, Юлия Рустика, Клавдия Севера, Прокула. Важно, что в его собственном сознании между философией и жизненной практикой не существует никакого антагонизма. Тезис, гласящий, что философское исповедание может ни к чему не обязывать, представился бы ему чудовищным. По мнению Марка Аврелия, философия даст человеку возможность постигнуть свое место в мире и исполнить свои обязанности. Место человека в мире изображается в "Размышлениях" в двух как бы противоположных аспектах. С одной стороны, постоянно возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве, Европа и Азия лишь уголки мира, человек - ничтожный миг времени. Огромное большинство исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращались в мифы, но и эти мифы обречены на забвение. Нет более суетной заботы, чем забота о посмертной славе.
Человек не есть его поступки; вся его ценность лежит в его душе. И опять-таки Марк Аврелий отрицает, что человеку присущи три элемента: телесный, жизненный и разумный или что душе присуща сферическая форма. Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла.
Марк Аврелий подошел к великой философской проблеме необходимости и свободы, разрешить которую в пределах стоического детерминизма; он, естественно, не был в состоянии. Марк Аврелий всегда был так чужд какого-либо искания популярности; после его смерти обнаружилось на каких глубоких и подлинных чувствах держалась его популярность.
Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой, - занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо государство. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить.
Размышления / Марк Аврелий Антонин - М.: Эксмо, 2008. С.5.