В Тюменской области, как и в России в целом, продолжается реализация земельной реформы. Основой модернизации регулирования отношений по использованию земель является правовое законодательство, которое постоянно совершенствуется.
По данным учета на 01.01.2009 г., в государственной и муниципальной собственности находится 14023,2 тыс. га земли, или 87,6 % всей территории, из них 0,8 тыс. га земли - в муниципальной собственности. Столь низкие показатели регистрации в муниципальную собственность можно объяснить отсутствием финансирования этих работ.
Особо следует отметить, что в области наблюдается движение земель из одной формы собственности в другие, увеличение площади застроенной части территорий, уточнение площадей по видам разрешённого использования, что является следствием проводимой инвентаризации земель, а также обращений юридических и физических лиц для документального оформления прав на имеющиеся земельные участки.
Решение данной проблемы невозможно без наведения соответствующего порядка в проведении землеустройства, в связи с этим на федеральном уровне принят законопроект «О совершенствовании проведения землеустройства», основной задачей которого является установление четких и понятных правил образования новых земельных участков и уточнение границ уже существующих.
В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков выполняет федеральное агентство - Роснедвижимость и его территориальные управления. Государственный технический учет зданий и сооружений выполняют унитарные предприятия - БТИ, которые функционируют в каждом субъекте. Кроме того, создано государственное унитарное предприятие - Ростехинвентаризация, главной задачей которого является обеспечение регистрации прав на недвижимость и создание условий для налогообложения. Наличие двух учетных систем создает массу проблем правообладателям недвижимости: сведения о земельном участке в земельном кадастре зачастую не соответствуют сведениям о расположенной на нем недвижимости в документах БТИ. Как результат - отказ в регистрации прав и сделок с недвижимостью. Кроме того, в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, предоставленных (приобретенных) до 1998 г.; законодательно не установлены сроки государственной регистрации или прекращения прав.
Реализации земельной реформы в Тюменской области препятствуют и следующие организационные недостатки: а) пассивная позиция органов местного самоуправления, которые не реализуют предоставленные им широкие полномочия по финансированию землеустроительных работ и представлению интересов граждан при оформлении их прав на земельные участки; б) недостаточная эффективность земельного контроля, что позволяет гражданам сознательно не оформлять права на землю с целью ухода от налогообложения, а также осуществлять самовольный захват земель и незаконное строительство; в) крайне медленная работа по инвентаризации земель в муниципальных образованиях со стороны ответственных за это органов и т.д.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительственная комиссия по вопросам агропромышленного комплекса, рассмотревшая вопрос «О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и земельного контроля в части земель сельскохозяйственного назначения» во второй половине 2008 года, определила основные меры по улучшению сложившейся ситуации. Среди них следует отметить:
Необходимо отметить, что в Тюменской области уже сформирована необходимая нормативно-правовая база на муниципальном и региональном уровнях, принят ряд важных законов и постановлений правительства области, направленных на упорядочение земельных отношений, социальную защиту малоимущих слоев населения, поддержку сельхозпроизводства. К положительным результатам земельной реформы, также можно отнести завершение работ по актуализации кадастровой стоимости земель всех категорий, организацию приёма документов по системе «одного окна» в областном центре, создание дополнительных пунктов приёма документов для регистрации прав на недвижимое имущество в ряде муниципальных образований.