Современный этап реформирования земельных правоотношений в Тюменской области - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Современный этап реформирования земельных правоотношений в Тюменской области

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В Тюменской области, как и в России в целом, продолжается реализация земельной реформы. Основой модернизации регулирования отношений по использованию земель является правовое законодательство, которое постоянно совершенствуется.

По данным учета на 01.01.2009 г., в государственной и муниципальной собственности находится 14023,2 тыс. га земли, или 87,6 % всей территории, из них 0,8 тыс. га земли - в муниципальной собственности. Столь низкие показатели регистрации в муниципальную собственность можно объяснить отсутствием финансирования этих работ.

Особо следует отметить, что в области наблюдается движение земель из одной формы собственности в другие, увеличение площади застроенной части территорий, уточнение площадей по видам разрешённого использования, что является следствием проводимой инвентаризации земель, а также обращений юридических и физических лиц для документального оформления прав на имеющиеся земельные участки.

Решение данной проблемы невозможно без наведения соответствующего порядка в проведении землеустройства, в связи с этим на федеральном уровне принят законопроект «О совершенствовании проведения землеустройства», основной задачей которого является установление четких и понятных правил образования новых земельных участков и уточнение границ уже существующих.

В настоящее время государственный кадастровый учет земельных участков выполняет федеральное агентство - Роснедвижимость и его территориальные управления. Государственный технический учет зданий и сооружений выполняют унитарные предприятия - БТИ, которые функционируют в каждом субъекте. Кроме того, создано государственное унитарное предприятие - Ростехинвентаризация, главной задачей которого является обеспечение регистрации прав на недвижимость и создание условий для налогообложения. Наличие двух учетных систем создает массу проблем правообладателям недвижимости: сведения о земельном участке в земельном кадастре зачастую не соответствуют сведениям о расположенной на нем недвижимости в документах БТИ. Как результат - отказ в регистрации прав и сделок с недвижимостью. Кроме того, в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) отсутствуют сведения об объектах недвижимого имущества, предоставленных (приобретенных) до 1998 г.; законодательно не установлены сроки государственной регистрации или прекращения прав.

Реализации земельной реформы в Тюменской области препятствуют и следующие организационные недостатки: а) пассивная позиция органов местного самоуправления, которые не реализуют предоставленные им широкие полномочия по финансированию землеустроительных работ и представлению интересов граждан при оформлении их прав на земельные участки; б) недостаточная эффективность земельного контроля, что позволяет гражданам сознательно не оформлять права на землю с целью ухода от налогообложения, а также осуществлять самовольный захват земель и незаконное строительство; в) крайне медленная работа по инвентаризации земель в муниципальных образованиях со стороны ответственных за это органов и т.д.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Правительственная комиссия по вопросам агропромышленного комплекса, рассмотревшая вопрос «О правовом и организационно-экономическом регулировании земельных отношений и земельного контроля в части земель сельскохозяйственного назначения» во второй половине 2008 года, определила основные меры по улучшению сложившейся ситуации. Среди них следует отметить:

  • сокращение числа оснований для возможного перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли другого назначения;
  • объективная оценка потенциала земель сельскохозяйственного назначения;
  • запрет на выкуп земель сельскохозяйственного назначения инвесторами в спекулятивных целях;
  • создание единого реестра земель сельскохозяйственного назначения;
  • упрощение кадастрового учета и регистрации прав на участки;
  • противостояние негативным тенденциям, связанным с переходом части сельскохозяйственных угодий под контроль международных финансовых компаний;
  • развитие института ипотеки под залог земель сельскохозяйственного назначения и др.

Необходимо отметить, что в Тюменской области уже сформирована необходимая нормативно-правовая база на муниципальном и региональном уровнях, принят ряд важных законов и постановлений правительства области, направленных на упорядочение земельных отношений, социальную защиту малоимущих слоев населения, поддержку сельхозпроизводства. К положительным результатам земельной реформы, также можно отнести завершение работ по актуализации кадастровой стоимости земель всех категорий, организацию приёма документов по системе «одного окна» в областном центре, создание дополнительных пунктов приёма документов для регистрации прав на недвижимое имущество в ряде муниципальных образований.

Просмотров работы: 12