Во времена «холодной войны» существовала теория об интеграции мировой экономики, которая предполагала два пути развития событий: социалистическая интернационализация или империалистическая глобализация. После падения СССР первый путь развития больше не рассматривался как возможный.
Экономическая глобализация представляет собой интеграцию государств в мировую экономику посредством максимально открытой политики, то есть через либерализацию торговли, расширение всех сфер производства и обмена рынка, сужение протекционистских мер, согласование национальных правовых систем с международными требованиями.
Государство перестает быть единственным субъектом ведения экономической политики. Другими субъектами являются региональные экономические организации, международные экономические институты, ТНК и неправительственные организации.
Производственная и торгово-сбытовая деятельность ТНК вынесена за пределы национального государства. Корпорации активно используют объективные тенденции международного разделения труда и усиливают процессы интернационализации мира, способствующие установлению новых схем во всемирном разделении труда.
Процесс глобализации не является объективным. Он, в определенной степени, контролируется ТНК, неуклонный рост монополизации которых не является «здоровым» экономическим явлением. Имея самые низкие издержки, они устанавливают цены на труд и капитал. Сейчас на долю ТНК приходится более 30% мирового валового продукта, треть мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности, более 80% торговли технологиями. В мире насчитывается более 40 тыс. материнских ТНК, которые контролируют около 250 тыс. дочерних компаний и отделений. Стратегические цели корпораций - конкурентная борьба между собой и раздел сфер влияния.
В мировой экономике все интегративные процессы воспринимаются по-разному: положительно - в развитых странах и отрицательно - в развивающихся. Объяснением этому является тот факт, что выгоды и преимущества от глобализации распределяются неравномерно. Более высокий этап развития экономики отдельной страны предполагает положительное влияние глобализации. Этот факт вызывает угрозу конфликтов на региональном и национальном уровнях. Политические кризисы, в свою очередь, способны перерасти в крупномасштабные события.
Возникает такая негативная тенденция, когда экономика страны выходит из сферы контроля независимых правительств. В этом случае она может контролироваться властями другого государства или монопольными ТНК. Государство не способно проводить экономическую политику, ориентированную на развитие из-за ограничений главенствующих корпораций, повышения уровня частного контроля во всемирном масштабе над ключевыми отраслями промышленности, сельского хозяйства, энергетики и сырьевых материалов, и даже за деятельностью правительств - начиная с контроля над военными материально-техническими структурами до здравоохранения и транспортных сетей.
Нестабильность финансовой сферы непосредственно вытекает из взаимозависимости и взаимосвязанности национальных экономик на мировом уровне. От этого более всего страдают не самые развитые государства. Одно расшатанное звено в целостной системе приводит к ее дестабилизации в целом.
Чем меньше потенциал развития экономики страны, тем больше становится круг проблем, связанных с глобализацией: технологическое отставание растет, процессы маргинализации углубляются, происходит обнищание населения, внешний долг увеличивается и препятствует дальнейшему прогрессу.
В условиях жесткой конкуренции ТНК все чаще поглощают или вытесняют неконкурентоспособные предприятия стран с переходной и развивающейся экономикой.
Глобализационные процессы стали «прикрытием» для криминальной международной экономики. Оборот оружия, торговля наркотиками, людьми, внутренними органами обострились при активной либерализации внешней торговли. Происходит переплетение криминальных видов деятельности, например, связи наркомафии с торговцами оружием. Имеется финансовая заинтересованность наиболее развитых стран в пополнении своих банковских активов за счет денег, полученных от реализации криминальных товаров и услуг и отмытых в оффшорах.
Большая часть наркотиков направляется из Афганистана через страны Центральной Азии в европейские государства. На Афганистан в 2006 году приходилось 90% всех поставок опия на мировой рынок. В 2006 году по сравнению с 2005 годом масштабы незаконного культивирования опийного мака увеличились на 59%, объем производства возрос почти на 50%, достигнув небывало высокого показателя - 6,1 тыс. тонн. По данным Международного валютного фонда, оборот торговли наркотиками составляет 5% мировой экономики. Свыше 50% полученных доходов легализуются на мировых рынках через различные международные и оффшорные финансовые институты, а общий объем оборота наркоторговли оценивается примерно в $500 млрд. При этом, оборот империи Билла Гейтса в 2006 году не превышал $50 млрд. Боливия, Перу и Колумбия ежегодно получают за счет торговли наркотиками около $1,9 млрд. Только незначительная часть наркоденег остается в странах - производителях.