Становление рыночных отношений в Российской Федерации изменило представление о роли малого бизнеса в экономике нашей страны. Правительство РФ провозгласило, что малое предпринимательство на данный момент является одним из приоритетных направлений государственной политики, цель которой - создание условий его развития. Но появление кризисных явлений в экономике России обусловливает повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.
Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не могут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствовали на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.
В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия минимизируют налоговые поступления, принимают максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывают собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск - на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.
В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных явлений в экономике субъекты малого предпринимательства вынуждены:
Безусловно, кризис повлиял не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства оказался не очень сильным. К ним, прежде всего, относятся:
Анализ специфики кризисных явлений позволил определить основные проблемы субъектов малого предпринимательства (см. таблицу).
Таблица 1. Анализ специфики кризисных явлений в малом бизнесе
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемы |
Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства, оказания услуг |
Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, трудности с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных услуг |
Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий |
Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов |
Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги |
Снижение спроса на услуги, риск неплатежей |
Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) |
Снижение спроса на продукцию и услуги, стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам |
Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле |
Повышение стоимости импортной продукции, трудности с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе - снижение спроса на продукцию |
Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе |
Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта |
Снижение спроса на продукцию и услуги, рентабельности и ликвидация отдельных предприятий |
Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу |
Снижение объемов заказов, неоплата работ, произведенных ранее, повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказы |
Окончание Таблицы 1 |
|
Категория субъектов малого предпринимательства (МП) |
Проблемы |
Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства |
Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития |
Все субъекты МП |
Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников |
Для предотвращения негативного влияния кризисных явлений на деятельность субъектов малого предпринимательства должны быть приняты меры, направленные на создание финансовой базы малого бизнеса и снижение издержек.
Прежде всего, необходимо увеличить финансовую поддержку малого предпринимательства. Так, можно повысить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков, а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в негосударственных банках (кредитование частных банков), при этом данные ресурсы негосударственные банки должны будут потратить на расширение кредитования малых предприятий.
Другой действенной мерой в области финансовой поддержки выступает создание новых и расширение действующих гарантийных фондов (фондов поручительств) - специальных некоммерческих фондов, предоставляющих поручительства и залоги за субъектов малого предпринимательства, у которых недостаточно собственного имущества для полноценного обеспечения обязательств по банковским кредитам.
Таким образом, предпринимательская активность граждан зависит от предоставления государством благоприятных условий для бизнеса, разнообразных преференций и льгот на федеральном и местном уровне. Действие указанного принципа обусловливает увеличение количества малых предприятий, что благоприятным образом сказывается на развитии всей экономики в целом.