Регионы Северного Кавказа традиционно характеризуются как депрессивные территории с высокой политической напряженностью. На наш взгляд, в соответствии с экономическим подходом к решению этих проблем, обеспечение ускоренного социально-экономического развития является прочной основой достижения политической стабильности в этом высоко конфликтном регионе. Это требует SWOT-анализа перспектив экономического развития северокавказских республик.
Проведение этого анализа позволило выделить причины стагнирующего развития данных республик:
- снижение конкурентоспособности основных видов традиционно производимой продукции и низкая степень притока капитала вследствие высокой рискованности развития бизнеса на кланово регулируемой территории;
- отказ от системы госпланзаказа и низкая эффективность вследствие углубляющейся клановости распределения бюджетных заказов;
- истощение материально-сырьевой базы и отсутствие источников ее воспроизводства;
- неблагоприятные структурные сдвиги в экономике, детерминирующие деиндустриализацию и примитивизацию ее отраслевой структуры.
На следующем этапе SWOT-анализа определяются перспективные отрасли развития экономики северокавказского региона, определяющие ее место в современном экономическом пространстве. В силу объективных природно-климатических преимуществ северокавказских республик в качестве основных направлений их стратегического развития выступают: туризм и комплементарное к нему развитие гостиничного бизнеса, АПК, а также малая промышленность, которые составляют основную сферу этноэкономического хозяйства этих республик.
Материальная база туристической отрасли на Кавказе была создана еще в советские времена, что требует ее осовременивания, т.е. модернизации через диверсификацию, универсализацию гостиничного комплекса, привлечения ресурсов ближайших регионов для формирования олимпиадных объектов. На наш взгляд, проведение в России зимней олимпиады-2014 способствует созданию материальной основы для возрождения внутреннего туризма. В этой связи целесообразно Юг России выделить как единую туристическую зону, что позволит модернизировать сферу обслуживания туристов, развлечения, справочно-информационное и транспортное обслуживание в регионе в целом, а не только в Красной поляне.
Агропромышленный комплекс также требует комплексной и систематически проводимой модернизации. Устаревшую технику обработки земельных угодий следует заменить на более совершенную, реализовать ряд крупных локальных проектов по производству экологически чистого продовольствия (постройка теплиц на основе гидропоники, крупных животноводческих комплексов), а также обеспечить государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей в условиях кризиса. Принятие ряда правительственных программ по формированию инновационного вектора модернизации экономики обеспечивает поддержку реального сектора экономики, в частности, текстильной, фармацевтической, пищевой промышленности. Наряду с этим развитие этноэкономической составляющей экономики северокавказских республик требует внедрения инновационных технологий продвижения продукции народных промыслов на рынок - как межрегиональный, так и мировой.
Особую роль в таких программах играет Ассоциация «Северный Кавказ» через проведение совместных выставок, экономических и инновационных форумов. Необходим также ряд эффективных мер по поддержке малого и среднего бизнеса, открытие новых бизнес-инкубаторов, ускорение строительства жилого фонда за счет использование их потенциала. Помимо внутрирегиональных инвестиций целесообразно привлечение межрегиональных и иностранных инвестиций на крупные проекты. Примером является Карачаево-Черкесия, в развитие экономики которой Правительство Москвы вложит 700 млрд. руб. Перспективной, генерирующей экономическое развитие территории отраслью является также строительство малых ГЭС на богатой водными ресурсами территории республик.
В основу деятельности агентств инвестиций должна быть положена концепция государственно-частного партнерства как залог безопасности и стабильности для бизнеса. Эффективно также расширение сотрудничества с соотечественникам, проживающим на других территориях, для организации совместных фирм.
Такая форма и организация этноэкономического хозяйства за счет развития и поддержки его сфер является наиболее оптимальной в данных условиях.