Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проект ГОС ВПО предусматривает необходимость определения уровня компетентности студента на завершающем этапе обучения в педагогическом вузе. Сложность измерения компетенций обусловлена тем, что эти параметры латентны, проявляются только в процессе действий. Кроме того, было бы упрощением оценивать их просто как инструментарий (овладение технологией), поскольку в их демонстрации решающую роль для современного студента играет мотивационная составляющая. В рамках отчетности (9-ый семестр) по курсу «Прикладная химия» (и оценки результатов обучения) нам было предложено сконструировать школьный электив «От пробирки до цистерны или Виток спирали», где рассмотрена «эволюция» лабораторных, препаративных и промышленных методов получения четырех органических веществ. Уксусная кислота, ацетон, этиловый спирт были выбраны неслучайно как продукты крупнотоннажных производств, т.к. с ними часто сталкивается человек, даже не имеющий отношения к химии, а анилин - как пример «основоположника» целой отрасли промышленности. Познавательная компетентность предполагает - в том числе - преодоление завесы кажущейся разобщенности предметных знаний в поисках методологически верного решения практической задачи будущего педагога. Данная учебная ситуации создала в образовательном пространстве предпосылки к интегрированию знаний и раскрытию их синергизма. Работа вобрала и преломила в себе результаты обучения теоретическим дисциплинам и практикумам «История и методология химии», «Органический синтез», «Школьный химический эксперимент», «Химическая технология», актуализировала пройденный материал по «Органической химии». В основу проектирования электива положено представление о развитии химии через преобразования концептуальных систем знаний, которые находятся между собой в отношениях иерархии. Вновь появляющаяся система опирается на предыдущую и включает ее в себя в преобразованном виде. Все это вписывается в философскую картину теории познания (и в этом важный мировоззренческий аспект курса для школьников), отражающую принцип раскручивающейся спирали: вначале идет восходящий виток спирали, в процессе которого происходит накопление научных фактов и их анализ. Этот этап сменяется этапом синтеза, на котором происходит обобщение фактов и осуществляется подготовка к новому витку - шагу развития науки. Материал электива структурирован в системе «координат»: Этапы развития химии ( 1. Предалхимический период: до III в. н.э. 2. Алхимический период: III - XVII вв. 3. Период становления (объединения): XVII - XVIII вв. 4. Период количественных законов (атомно-молекулярной теории): 1789 - 1860 гг. 5. Период классической химии: 1860 г. - конец XIX в. 6. Современный период: с начала XX века по настоящее время) - Уровни осуществления химического превращения (от пробирочного полумикрометода через препаративный синтез к модельным установкам и собственно производственным процессам). При изучении курса школьниками предусмотрено выполнение экспериментальных работ в рамках доступного оборудования и установок. Для нас стало важным показать и доказать школьникам различия между «опытом» в пробирке и процессом в химическом реакторе: ведь даже, обучаясь в ВУЗе, не каждый студент может «почувствовать и осознать разницу». А для школьника этот «момент истины» необходим для сознательного выбора профессии, связанной с химией. В качестве «третьей координаты» мы выбрали области применения полученных веществ, обратив внимание на экспансию. Химия всегда была нужна человечеству для того, чтобы получать из природных веществ(сырья) материалы с потребительскими свойствами(продукт). В наше время надо уметь подбирать рациональные способы, оптимальные условия проведения реакции. Чтобы грамотно преподнести школьникам научные основы производств, нам понадобилось «совместить» знания из нескольких университетских курсов. Такая «ступень» в освоении предметов химического цикла на итоговом этапе образования нужна, на наш взгляд, для самоосознания студентом себя как профессионала, для построения образа результата обучения и объективной самооценки учебных достижений. Таким образом, полученный учебный (образовательный) продукт - разработка школьного электива по химии - может служить критерием «внешней» оценки компетентности будущего педагога-предметника.