Средства массовой информации - мощное средство культурной динамики, в том числе как средство трансляции и освоения гендерных ролей. Гендерная роль - одна из разновидностей социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения для людей того или иного пола, представителей определенной сексуальной ориентации. Осваивая роль, человек усваивает определенные ценности, «примеривает» модель поведения, выбирает образцы для подражания, референтные группы.
Цель работы: выяснить содержание гендерных ролей, транслируемых в популярных женских журналах. Объектом исследования стало содержание журнала «Работница» за 1931 и 1983 гг. и журнал «Cosmopolitan» за 2008 г., а предметом - фотографии, содержание статей, основные персонажи публикаций.
Работа выполнена по материалам учебного исследования по социологии под руководством И.Н.Терентьевой.
В журналах 1931 года женщины, по отдельности или группой, представлены на обложке в половине номеров. В подписи обычно нет фамилии и имени героини, но точно указано предприятие, например: «Златоуст. Механический завод. Ударница за погрузкой стружек» (Забрызганное лицо, в грязном фартуке и косынке, в юбке и рукавицах). Или, например: помощник механика на паровозе А. Васильева, жены шахтеров на субботнике - руками разбирают кучу камней, бригадирша бригады пайки и ремонта на заводе им. Ленина в Москве. Общий тон предприятий о работе на производстве - оптимистический, высоко оценивается вклад женщин в дело индустриализации, вопросы о «женском предназначении» не ставились.
Журнал «Работница» в 1983 году в основном сохраняет производственную и политическую ориентацию, о чем свидетельствует название статей: «Бригадир», «Сто мелочей завода», «Месяц год кормит». Но в журнале появляются статьи светского характера: отрывки из литературных произведений, статьи, посвященные знаменитым артистам, фотографии известных картин. В конце журнала, в две страницы, появляются публикации о моде, они призывают женщин не просто быть «двигателем прогресса», но развивать вкус, соответствовать моде и естественно все делать своими руками.
Характерна статья «Высокая судьба», посвященная пресс-конференции ЦК КПСС, «Опыт решения женского вопроса в СССР в условиях многонационального государства». В ней отмечено, что сформировался новый духовный облик женщины, так называемая роль женщина-мать. Основными нормами и обязанностями становится уже не производство, а воспитание детей, защита материнства, а также, несмотря на занятость женщин в семье, активное участие в культурной жизни общества.
Современный журнал «Cosmopolitan» является полной противоположностью советской "Работницы". Содержание его статей очень разнообразно: о красоте, здоровье, моде и макияже, отношениях и сексе, карьере и спорте; советуют, что читать и какое кино смотреть, как одеваться для собеседования и какой одеколон дарить любимому мужчине, что носить под прозрачную блузку и какого цвета стулья приобрести для новой кухни. Главными героями статей становятся чаще всего знаменитые люди: актеры, певцы, писатели, спортсмены. Содержание журнала в полной мере отражает его концепцию: «карьера», «красота» и «поклонники».
Основным направлением журнала является красота, эта тема представлена как «Локоны под прицелом», «Бодрое утро», «13 упражнений для стройных ног». Это красота носит потребительский характер, так как в журнале много разнообразной рекламы, которая призывает женщин поддерживать свою красоту покупками средств по уходу за всем, чем только можно и в огромном количестве.
Заключим, что журнал продвигает и поощряет так называемую «гламурную» роль женщины. Для нее характерно постоянное повышенное внимание к своей персоне, походы по магазинам, «шопинг», т.е. беспорядочная покупка всего, что нравится, а также безукоризненное следование моде.
Итак, рассмотренные журналы подтверждают активное участие государства и средств массовой информации в формировании гендерных норм и ролей: сначала с политикой эмансипации женщин и поддержки материнства, а затем - с политикой вытеснения женщины в сферу потребительства и домашнего хозяйства.
Полагаю, что ни в советское время, ни сейчас журналы не отражают реальной жизни, пытались и пытаются навязывать женщинам ценности и образцы поведения доминирующей культуры. Соответствовать или не соответствовать навязываемым образцам - решать каждой отдельной женщине, ведь способность выбора - основная характеристика личности.