Иллюстрирование литературных произведений как часть тематического рисования является важным разделом школьной программы по изобразительному искусству. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить. В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста. Все это непременно способствует воспитанию эмоционально-чувственной сферы, развитию способности творческого самовыражения. Важным компонентом развития творчества детей является композиционное мышление. В изучении вопросов композиции в изобразительном искусстве накоплен достаточно богатый опыт. Однако в школе, в изобразительной деятельности учащихся ошибки в композиции являются самыми распространенными. Причины тому: недостаточное внимание обучению композиции, отсутствие хорошо разработанной методики по разделу тематического рисования. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Цель исследования: выявить педагогические условия и эффективные методы преподавания основ композиции учащимися начальной школы при иллюстрировании литературных произведений. Объект исследования: процесс обучения учащихся основам композиции на уроках иллюстрирования. Предмет исследования: педагогические условия формирования композиционных умений школьников при иллюстрировании литературных произведений в начальных классах. Гипотеза исследования: знакомство учащихся начальных классов с основами композиции в процессе работы над иллюстрацией будет успешным, если: в выборе литературных произведений для иллюстрирования учтены интересы и возрастные особенности учащихся; в художественно - творческой деятельности используются приемы игры, театрализации, интегрированного взаимодействия разных видов искусств; приемы тестовых, заданий на выбор и анализ композиционных схем произведений художников и работ сверстников. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, анализ современных учебных программ по изобразительному искусству; педагогический эксперимент (наблюдение, анкетирование, изучение результатов творческой деятельности учащихся). Новизна исследования: выявлены и экспериментально проверены педагогические условия для развития композиционных умений у младших школьников при выполнении иллюстраций; разработаны методика и конспекты уроков по иллюстрированию литературного произведения; изготовлен комплект методических таблиц, которые могут быть полезны учителям изобразительного искусства.