Этнохудожественные аспекты искусства лоскутного шитья - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Этнохудожественные аспекты искусства лоскутного шитья

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Лоскутное шитье - один из видов художественного народного творчества, которым занимались и продолжают заниматься по всему миру. Искусствоведы и этнографы уверены, существовало и существует особое, самобытное направление: русский лоскут со своими сюжетами и приемами, своими стежками и швами. Из достоверных источников мы узнаем, что по всей России крупнейшие музеи обратили внимание на русский текстиль и стали исследовать его как вид искусства. В Архангельском музее хранится интереснейшая коллекция лоскутного шитья. Этот факт подтверждает то, что,  в северных областях  России  люди до сих пор тесно связаны с  традициями старины, с его народным наследием.  Благодаря этому сохранились и древние мотивы в декоративно-прикладном искусстве и рукотворное творчество. Русь была долгое время домотканой страной. Каждый метр материи доставался большим трудом, и  поэтому старая одежда не выбрасывалась, а подолгу лежала в сундуках и ларях наших предков. Существовало уважительное отношение к ношенным вещам, хранящим, согласно преданиям, частичку души человека. На Руси старой одеждой одаривали нищих в праздники, надеясь, что эти божьи люди как посредники, «осуществляющие связь между мирами», помогут замолить грехи. В Японии издавна считалось, что ткани хранят память об ушедших близких, а подарок из сшитых старых лоскутков означал пожелание долгой жизни. По преданиям, собирая воедино кусочки ткани, умелец создает нечто новое, обладающее сильной энергетикой и душевной теплотой.  Благодаря собирателям традиций символическое значение узора, орнамента, мотива живет, и по сей день. Лоскутные одеяла помогали выжить в промозглые холодные ночи революций и войн.  В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались бабушки в деревнях, по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в  народное творчество. В музее промышленности и искусства имени Д.Г. Бурылина находится уникальная коллекция коптских тканей (льняная ткань с добавлением цветной шерстяной нити), отдаленно напоминающих лоскутное шитье. Происхождение их относят к 5-6 веками и представляют собой искусно сделанную нашивку на одежду, то есть аппликацию. Ивановский фабрикант и меценат Д.Г. Бурылин привез коптские ткани в 1913 году в г.Иваново. Мастерица лоскутного шитья, Денисова Л.Ф., руководитель Ассоциации мастеров лоскутного шитья  Ивановской области, выпускница ГОУ ВПО «ШГПУ», обобщая опыт мастеров прошлого, считает, лоскутное творчество, возникшее в России, развивалось не от бедности, а благодаря бережливости крестьян и желания украсить свой дом. В 20 веке склонность к традиционности в лоскутном шитье обрело второе рождение и как  хранители  народной мудрости, духовно-нравственных ценностей и красоты, формируют эстетическое восприятие мира человеком ХХ1 века.
Просмотров работы: 13