Традиционное искусство плетения из соломки головных уборов - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Традиционное искусство плетения из соломки головных уборов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народное искусство - живая традиция, несущая свой образ мира. Существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года, потому и находит все это в произведениях народного творчества.     Одним из наиболее распространенных в крестьянской среде рукотворных предметов из соломки были соломенные шляпы. В ХVI - ХVII веках они стали популярны в Западной Европе. Легкие и золотистые, с глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, хорошо сочетались с плетеным поясом, вышитой рубахой, составляли неотьемлемую часть мужского костюма крестьян юга России, Белоруссии, Украины до середины Х1Х века. Приемы плетения выбирались самые простые. Техника плетения плоских лент, или косичковая, уходит в начальные этапы развития ремесла плетения. Поэтому основные виды плетенок известны всем европейским народам и традиционно выплетаются из различных местных растительных материалов - трав, камыша, бересты, пальмовых листьев или волос, полосок кожи.  Декоративные жатвенные венки имели сложные формы, от них пошли  декоративные головные женские уборы. Венгры и поляки искусно плели венки в форме  колокола или короны. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, бывшие в моде в первую четверть Х1Х века. «Капелюш», «брыль» -  широкополая соломенная шляпа крестьян. На праздник обычно украшалась плетеной тесьмой или матерчатыми лентами. «Канотье» - жесткая округлая шляпа с плоской тульей и ровными полями. Картуз - мужской головной убор крестьян. Появился во второй половине Х1Х века, как повторение фабричных изделий. Воленский музей Швейцарской соломки хранит коллекцию работ, выполненных с использованием  плоских полос и скрученных косичек.    Для каждого способа формообразования головного убора необходимо четкое конструктивное решение. В формованных головных уборах конструкция совпадает с объемно-пространственной структурой (Эквадор, Чехия, Италия, США). В шитых головных уборах необходимы четкое соблюдение сопряженности деталей, продуманность конструктивного решения для различных видов используемых материалов (Белоруссия, Швейцария, Франция, Италия и Испания  1867-1871, Япония). Традиции соломоплетения сохраняются в Белоруссии, Украине, России и других странах мира. Национальная ассоциация плетельщиков пшеницы (NAWW, США) способствует международным встречам мастеров соломоплетения и аппликации в Альбукерке с проведением мастер-классов и конференций. Появляются новые имена, а с ними и новые технологии.
Просмотров работы: 11