Целью и актуальностью проекта является создание нового вида транспортной системы, на основе новых технологий, с использованием новых материалов и в тоже время экологически чистой, имеющая большую пропускную способность и предельно низкую аварийность, которая обеспечит быстрое, комфортное, и относительно дешевое перемещение между Москвой и Нижним Новгородом.
Основные задачи:
- Выбрать наиболее оптимальную топологию трассы, после проведения анализа геодезии на данной территории.
- Разработать архитектуру трассы в целом и отдельных ее частей.
- Провести расчеты масс габаритных характеристик эстакады, а также мощностные характеристики движущих частей полотна.
- Разработать дизайн поезда, его динамические и мощностные характеристики, провести масс габаритный расчет.
- Использовать большой спектр «умных» экологически чистых материалов на основе новых технологий.
Для разработки проекта будет создана новая инфраструктура, включающая в себя 2 вокзала, соединяющиеся эстакадой, а так же депо поездов, предназначенное для стоянки поездов, диагностики их состояния и устранения возможных неполадок. В депо поезд будет находиться в 3 - 4 рамках с горизонтальной подвижностью. Платформа будет приподнята до уровня колец.
Проект был разработан на базе «Новых умных материалов». В создании использовались такие материалы как:
- Обшивка поезда сделана из наноструктурированного алюминида титана, заполненного армирующим композитом, для увеличению прочности и жесткости поезда. Многократное увеличение прочности титана было достигнуто при воздействии интенсивной пластической деформации, приводящей к формированию наноструктурированного состояния.
- В частях поезда, взаимодействующих с роликами, применяются резинометаллические сайлент-блоки. Сайлент-блоки представляют собой блоки из полиуретана, с металлическими и нанокомпозитными вставками. Сайлент-блоки позволяют гасить вибрации, создаваемые во время движения поезда, примерно на 80%.
- В местах контакта с роликами используется самозалечивающийся композитный материал. В полимерный материал, выполненный на основе эпоксидной матрицы, вводятся микрокапсулы с «залечивающей жидкостью» (циклопентадиеном) и вкрапления катализирующего вещества. В нормальном состоянии катализатор не соприкасается с циклопентадиеном. Когда же в материале возникает трещина, то, распространяясь, она разрушает стенки микрокапсул, а также в каком-либо месте выходит и на вкрапление катализатора. Происходит реакция полимеризации циклопентадиена, которая в течение нескольких минут приводит к его затвердеванию.
- В салоне поезда в качестве иллюминаторов используется электрохроматическое стекло. Электрохроматический эффект заключается в обратимом изменении оптических свойств материала. Этим эффектом обладают аморфные и кристаллические пленки предельных окислов ряда переходных металлов. Электрохроматическое стекло покрыто тонкой пленкой оксида вольфрама. Оно темнеет под действием электрического тока.
- Умный бетон. Свойство умного бетона - восстанавливать форму после деформации. Это свойство появляется при замене стандартных стальных армирующих конструкций на нитиноловые. Нитинол - это сплав, состоящий из 55% титана и 45% никеля, который обладает редким эффектом «памяти формы». Эта «память» позволяет полностью восстанавливать форму после деформации в результате нагрева или действия внешней силы.
- Для продления службы бетонных опор необходимо минимизировать воздействие на них окружающей среды. Для этого опоры покрываются жидкой резиной. Жидкая резина представляет собой эластомерную водную эмульсию на основе высокомодифицированных производных нефти с добавлением специальных полимеров.
Жидкая резина напыляется холодным методом и немедленно образует на обрабатываемой поверхности единую бесшовную полимеризованную мембрану, без отверстий и стыков, с исключительно высокой адгезией к любому материалу.
Таким образом, проект предусматривает создание новой, экологически чистой и безопасной транспортной системы между Москвой и Нижний Новгородом, обеспечивающей быстрое, комфортное и недорогое перемещение большого количества пассажиров между этими городами. С помощью современных «умных» материалов был разработан проект, обладающий следующими преимуществами над существующими транспортными сетями.
Проект и презентация «Транспортной сети «Вектор» были представлены на экологической конференции студентов Института радиоэлектроники и информационных технологий.