Монастырская колонизация началась на территории Вологодской области еще в XI веке. Монастыри возводились в крупных на то время городах, были закрытыми и строились на деньги князей. Со второй половины XIV века изменился характер монастырского освоения. Появились монахи-отшельники, которые возводили небольшие монастыри вдали от городов и сельских поселений в местах, способствовавших пустынно-безмолвному отшельничеству.
Монастырские комплексы XV-XVIII вв. возводились в ландшафтах речных долин, поскольку реки служили и транспортным путем, и источником рыбы, а речные долины обладали необходимым для хозяйственной деятельности комплексом угодий. Чаще всего монастыри располагались на второй надпойменной террасе или на бровке крутого коренного берега. Такая территория не подтоплялась во время весенних паводков, а с противоположного пологого берега можно было далеко увидеть монастырь и услышать монастырские перезвоны.
Начиная с XIX века, ландшафтная локализация монастырей стала более разнообразной, поскольку начинается монастырское освоение водоразделов. Анализ показывает, что к середине XIX века на возвышенных моренных водораздельных равнинах располагалось монастырей почти столько же, сколько и на низменных озерно-ледниковых. Монастырскими и храмовыми комплексами не были освоены только переувлажненные водно-ледниковые равнины, верховые и низинные болота и волнистые и плоские моренные равнины.
Следует отметить, что на территориальное размещение монастырских комплексов в XII-XVIII вв. повлияли не только свойства осваиваемых ландшафтов, но и их положение по отношению к трассам освоения и заселения края, в том числе и к водно-волоковым путям. Таким образом, разнообразный рельеф местности, молодость и густота гидрографической сети, а так же высокая заозеренность ландшафтов оказали наиболее выраженное влияние на пространственное распределение монастырской территориальной сети.