Семиотика новгородской иконы «Чудо Георгия о змие» - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Семиотика новгородской иконы «Чудо Георгия о змие»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Пространство в иконе.

Светлая поверхность иконы - это главный символ пространства. В русской традиции задняя часть иконы именовалась словом "свет". Световой фон иконы означает не что иное, как божественный свет. Пространство иконы ориентировано на зрителя, и изображение как бы выходит из него.

2. Образ дракона

Змей с раннехристианских времен иконографически является олицетворением инфернальных сил. На иконах он выглядит беспозвоночным, как червь. Змей - не реальное биологическое пресмыкающееся, но лжесущество.

Способность мыслить, сохраняющаяся и у представителей ада - божий дар. Именно по­этому голова змея отличается от тела иным цветом - имитирующим  золото, реже - белым, красным или каким-нибудь другим, но обязательно световидным.

3. Образ святого Георгия

Важность фигуры Георгия подчёркивается центральным его положением, величиной, фронтальностью изображения (изображение в три четверти).

Каждая деталь лица, жест или положение тела имеют символический характер: высокий лоб означает мудрость; большие глаза - проникновение в божественные тайны; удлиненные пальцы - духовное благородство и чистоту деяний; наклон головы - внимание к голосу Божьему, который святые слышат в глубине своего сердца; чуть склоненная фигура - покорность воле Божьей.

На иконе Святой Георгий изображён поражающим змея копьём, которое его рука удерживает без каких-либо признаков напряжения. В средневековом сражении копье было оружием первой стычки и почти всегда ломалось в ней. Георгий побеждает молниеносно, причём, не ломая копья, поскольку побеж­дает не своей, но Божьей силой.

Георгий облачен в доспехи оранжевого цвета и красный плащ.  Красный цвет всегда был многозначен: он означал божественный огонь, означал также и подвиг - подвиг мученика, жертвенность. Оранжевый цвет означает благодать Божью, преодолевающую материальность.

В одеянии святого Георгия присутствуют детали стального цвета, символизирующего человеческую силу и энергию.

Просмотров работы: 65