В условиях быстро развивающегося мира и современной консолидации российского общества возникает проблема интерпретации истории и культуры советского периода, поскольку изменившиеся социально-экономические и политические основы требуют новых подходов, свободных от еще недавно господствовавших идеологических схем.
С победой Октябрьской революции вопросы повышения культурного и образовательного уровня требовал целенаправленных усилий государственных и общественных институтов. Поэтому остро встал вопрос усиления внимания власти и общества к социально-культурной сфере. Советская власть сразу приступила к осуществлению новой культурной политики. Под этим подразумевалось создание невиданного в истории - пролетарского - типа культуры, опирающегося на самую революционную и передовую, как тогда считали, идеологию марксизма, воспитание нового типа человека, распространение всеобщей грамотности и просвещения, создание монументальных художественных произведений. Происходившая в ту эпоху культурная революция являлась типичным примером революции сверху, сопровождающей неорганическую модернизацию. Новая культурная политика ставила целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда». Самым эффективным средством считалась всеобщая национализация - не только фабрик и заводов, но также театров и художественных галерей.
Февральская революция 1917 г. открыла процесс перестройки высшей школы и науки в России. Ученые полагали, что наука и техника обеспечивают экономический прогресс, а соответственно их научная работа была важной частью национального строительства, их вкладом в развитие страны. Вернадский оправдывал сотрудничество с большевиками своих учеников - геохимика А.Е. Ферсмана, основателя биогеохимии А.В. Самойлова, радиохимика В.Г. Хлопина. Парадоксальным образом одновременно с распадом науки, послереволюционный период характеризовался беспрецедентным ростом разнообразных научных учреждений. Быстрое создание множества небольших институтов, комиссий, бюро и лабораторий обеспечивало не только выживание, но и успешное существование науки. Умножение этих учреждений и легкость их организации были поистине поразительны. Подавляющее большинство новых учреждений создавалось по инициативе ученых. Это была самоорганизация науки в условиях кризиса.
Таким образом, можно отметить, что период русских революций в начале ХХ в. кардинально повлиял на судьбу страны и мира, явился тем поворотным рубежом, который обозначил новый исторический путь для России.