Лесли Уайт в развитии современной науки о культуре - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Лесли Уайт в развитии современной науки о культуре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культурология стремится понять мир культуры не как простое скопление разрозненных явлений и фактов, а осмыслить эти факты и явления как целостность. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли А. Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 и применен термин "культурология" для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием "культура" и исследовано наукой под названием "культурология". В 1939 г. Лесли А. Уайт обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, как "наука о культуре". Использование названия "культурология" для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Культурологию Л. Уайт рассматривал как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Его трактовки концепции культуры как самоорганизующейся системы, роли технологической подсистемы как средства взаимодействия человека с естественной средой обитания, моделирования как способа изучения культуры сыграли определяющую роль в развитии культурной антропологии. Под его влиянием произошел поворот от частных, ориентированных на архаику исследований локальных культур, к целостному исследованию мировой культуры в ее диахронном и синхронном ракурсах.

Л. Уайт, вернул концепцию эволюции культуры в науку и, таким образом, расширил возможности интерпретации культуры. Концепция энергетического развития цивилизации и взгляд на культуру как адаптивную систему стали для Уайта основой для развития культурно-эволюционного и культурно-экологического направлений в современной американской антропологии. Он утверждал, что культурология представляет собой качественно более высокую ступень постижения человека, чем другие общественные науки, и предсказывал ей большое будущее. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы. Первая характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.п.; вторая включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономических, политических, военных, этических и т. п.; третья включает в себя идеи, верования, обычаи, различные виды знания.
Просмотров работы: 135