К вопросу о периодизации славянской мифологии - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

К вопросу о периодизации славянской мифологии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми [1]. В большинстве исследований русское язычество предстаёт как громоздкое, но единое целое, расчлененное на две темы лишь по характеру информации о нем. Первая тема связана с летописями и церковными поучениями X - XIII вв., говорящими о свержении языческих богов и порицающими продолжавшееся почитание их [2]. Вторая тема возникла в результате соприкосновения науки с этнографическими, бытовыми пережитками язычества в русской деревне XVII-XIX вв.  Обе эти темы изучались по существу раздельно представителями разных наук, и если сливались в общих обзорах, то в большинстве случаев механически.

Проблема эволюции языческого мировоззрения на протяжении тех тысячелетий, которые предшествовали принятию христианства, почти не ставилась. Отмечалось лишь выветривание, ослабление язычества, переходившего в "двоеверие". А между тем уже древнерусские книжники XI - XII вв., писавшие о язычестве, пытались заглянуть в историю славянских верований и показать различные стадии их глубокой древности. В русских источниках времен Киевской Руси трижды ставился вопрос о периодизации язычества. В XII веке Григорий Богослов в поучении "Слово святого Григория..." подразделяет русское язычество на четыре основных периода: а) Древние славяне поклонялись упырям, злым загробным демонам, а так же доброму началу - берегиням. Следы этих культов археологи находят уже в палеолите и мезолите, б) Складывание и расцвет культа Рода и Рожаниц где-то в энеолите. Тогда же на прародину восточных славян проникают и влияют на их миротворчество средиземноморские и восточные культы, в) Возвышение культа Перуна и оформление ликов и функций других богов. В этот период происходит превращение языческих верований Киевской Руси в единую государственную религию, г) С принятием христианства на Руси славяне тайно молились Перунову комплексу богов. К этому же периоду относится и время "двоеверия", когда под старые мифы и обряды подгонялись новые христианские, плодился сонм святых, заменявших старое многобожие [3].

Литература:

1. Соловьев С.М. Об истории Древней России. М., 1993.

2. Повесть временных лет. Ч.1-2. М.; Л., 1950.

3. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Просмотров работы: 59