История возникновения самовара берет свое начало в Помпеях, где европейские ученые нашли бронзовую автепсу, утверждая, что это и есть собственно самовар. «Самоварящие» приборы издавна бытуют и в Китае, это знаменитые «Хо-Го», в которых глубокая чаша имеет, как и самовар, трубу и поддувало. В России же первые самовары появились только в XVIII веке, так как ни самих образцов, ни упоминаний о них более ранних нет. История самовара неразрывно связана с таким декоративно прикладным искусством, как русский художественный металл. Самоварное дело складывалось и развивалось на базе производства медной посуды.
В основе процесса изготовления самовара лежало ручное производство и широкое разделение труда по обработке металла. Инструменты выделки были самые простые: молотки, клещи, ножницы, резцы, тиски и т.д. Выделка самоваров распадалась на ряд операций и начиналась с наводки. В месяц мастер вырабатывал десять простых и четыре - пять фигурных самоваров. В 1830-е Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Никитина. В 1840-1850-х годах существовало до восьмидесяти фабрик. Среди них были и крупные. Выделялись заведения Маликовых, Батащевых, Балашевых, Воронцовых, Леонтьевых, Сомовых положивших начало целым династиям самоварных фабрикантов. Наряду с крупными тульскими фабриками существовали и небольшие мастерские, обслуживавшие местный рынок. Во Владимирской губернии это заведения Михаила Петровича Гаевского, Н.Е. Щапошникова в Киржаче, в Вятской губернии - Егора Михайловича Попова. В Костромской - Василия Гавриловича Ермолина и Суматохина, в Ярославской - М.П. Колотилыцикова, Ивана Пушкова в Данилове, Е.С.Пушковой и Н.М. Шубина. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Самовары второй половины XIX - начало XX века имели самые различные обиходные названия, указывавшие на форму изделия: «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или его варианте - «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений историзма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приёмов цветового решения становится сочетание красной меди и латуни.