Происхождение русского самовара - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Происхождение русского самовара

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

История возникновения самовара берет свое начало в Помпеях,  где европейские ученые нашли бронзовую автепсу, утверждая, что это и есть  собственно самовар. «Самоварящие» приборы издавна бытуют и в Китае, это  знаменитые «Хо-Го», в которых глубокая чаша имеет, как и самовар, трубу и поддувало. В России же первые самовары появились только в XVIII веке, так как ни самих образцов, ни упоминаний о них более ранних нет. История са­мовара неразрывно связана с таким декоративно прикладным искусством, как русский художественный металл. Самоварное дело складывалось и раз­вивалось на базе производства медной посуды.

В основе процесса изготовления самовара лежало ручное производ­ство и широкое разделение труда по обработке металла. Инструменты вы­делки были самые простые: молотки, клещи, ножницы, резцы, тиски и т.д. Выделка самоваров распадалась на ряд операций и начиналась с наводки. В месяц мастер вырабатывал десять простых и четыре - пять фигурных само­варов. В 1830-е Туле возникли самоварные производства Ильи Федорова, Гаврилы Попова, Платона Иванова, Ивана Данилова, Максима Никитина. В 1840-1850-х годах существовало до восьмидесяти фабрик. Среди них были и крупные. Выделялись заведения Маликовых, Батащевых, Балашевых, Ворон­цовых, Леонтьевых, Сомовых положивших начало целым династиям само­варных фабрикантов. Наряду с крупными тульскими фабриками существова­ли и небольшие мастерские, обслуживавшие местный рынок. Во Владимир­ской губернии это заведения Михаила Петровича Гаевского, Н.Е. Щапошникова в Киржаче, в Вятской губернии - Егора Михайловича Попова. В Кост­ромской - Василия Гавриловича Ермолина и Суматохина, в Ярославской - М.П. Колотилыцикова, Ивана Пушкова в Данилове, Е.С.Пушковой и Н.М. Шубина. Будучи украшением дома, самовар с момента своего появления за­нял особое место среди медных бытовых изделий, очень быстро став одним из самобытнейших предметов русского декоративно-прикладного искусства. Самовары второй половины XIX - начало XX века имели самые раз­личные  обиходные  названия,   указывавшие  на  форму   изделия:   «банка», «рюмка», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля» (в форме груши), «репка», «пасхальное яйцо», «пламя» и т. д. При украшении самоваров были популярны орнаментальные мотивы в русском стиле или его варианте - «византийском стиле», в стилистике «неоклассики», «неорококо» и других направлений ис­торизма. Декорировали их и растительным орнаментом в модной манере «романтического» модерна. Одним из излюбленных приёмов цветового ре­шения становится сочетание красной меди и латуни.

Просмотров работы: 17