Вопрос о внедрении технологий Интернет в экономику должен решаться как на уровне компании, так и в масштабах страны. Сейчас мировой рынок электронной коммерции в полной мере не сформирован и не разделен между странами и гигантами индустрии, поэтому у каждой страны и компании есть шанс занять свою нишу в нем.
Для начала следует сказать о влиянии новых информационных технологий на формирование инновационной политики государства. Сегодня есть общее понимание того, что Россия находится на рубеже определения страновой специализации и модернизации экономики. Нужны новые, прорывные подходы к созданию современных систем образования, финансов и промышленности, нужны инновационные формы деятельности. Именно инновации рождают высокие технологии, без которых и невозможен этот прорыв. И здесь не обойтись без общественных и частных инициатив, нуждающихся в поддержке.
Россия располагает необходимым потенциалом, чтобы претендовать на значительную долю растущего международного рынка разработки и внедрения программного обеспечения, объем которого, по оценкам, превосходит 100 млрд. долларов в год. В отрасли информационных технологий в России работает около 10 тыс. предприятий, 1 млн. программистов - это огромный стратегический резерв на фоне нехватки 400 тыс. программистов в США и, скажем, 55 тыс. в Германии, но при этом объем российского рынка не превышает 2% от аналогичного объема рынка США. Поэтому сегодня крайне необходима ревизия нашего интеллектуального потенциала, надо показать наш интеллектуальный товар лицом как внутренним, так и внешним инвесторам, повысить его капитализацию[1].
Тему кризиса и его возможных последствий обойти не удастся и в электронной коммерции. Меняются как покупатели, так и интернет-магазины, стремящиеся выжить. Основные тренды развития выглядят следующим образом.
Во-первых, покупатель становится разборчивым и экономным. Трудно приходится тем, кто продает дорогой товар.
Во-вторых, покупатель становится более требовательным к сервису. Не исключено, что покупатели могут переключиться на другой товар, иные способы оплаты и доставки. Выживут те, кто проявит свою гибкость и чувство конъюнктуры.
В-третьих, в Интернете становится больше магазинов. В условиях кризиса продавцы ищут новые площадки и рынки сбыта. В придят многие offline-торговцы с достаточно развитой инфраструктурой и логистикой. Для покупателей это плюс, а вот продавцам, не имевшим дело с Интернетом, придется оперативно осваивать специфику е-коммерции.
В-четвертых, появится больше одиночек или проектов электронной коммерции, созданных и поддерживаемых 2-3 людьми.
В-пятых, электронная торговля становится более зависимой от offline. На неё также влияет кризис кредитования и кризис непрохождения или несвоевременности платежей.
В-шестых, часть виртуальных систем оплаты все-таки должна закрыться. Наверняка это будут негибкие системы, ориентированные на прием платежей для ограниченного числа поставщиков услуг и предлагающие малое число способов ввода-вывода средств.
Как следствие всего перечисленного выше, нас ждет не бурный рост и не обвальное падение е-коммерции. Нас ждет глобальная перестройка рынка. Появятся новые ниши. Станет больше проигравших, а их место займут новые, более жизнеспособные победители[2].
Кроме вышеперечисленных путей развития электронной торговли в России, хотелось бы также уделить внимание сокращению бюджетных расходов и бюрократических проволочек. Одним из самых ярких примеров является портал www.gosuslugi.ru
Сектор электронной торговли в России за последние пять лет превратился в значимый фактор рынка с темпами роста 35-40% в год и тем самым показал свой высокий потенциал.
Таблица 1 - Развитие электронной торговли в России, млн. долл.
Сегмент |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Темпы роста среднегодовые, в % |
В2С |
218,3 |
317,5 |
480,4 |
662 |
1020* |
2 080 |
3 250 |
158 |
|
|
|
|
|
2600** |
|
|
|
В2В |
99 |
189 |
316,2 |
442 |
1 300 |
1 723 |
2 288 |
176 |
B2G |
- |
10,8 |
141 |
2 130 |
2 174 |
890 |
2300 |
536 |
Итого |
317 |
517 |
937 |
3 233 |
4 474 |
4 693 |
7 838 |
183 |
*Данные, полученные на основе агрегирования данных по интернет-магазинам.
**Данные, полученные методом опроса пользователей Интернета.
Источник: О проблемах развития электронной торговли в России / В. В. Овчаренко // Вопросы статистики. - 2007. - № 1. - С. 61-64.