Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
Наше исследование проводилось с целью изучение уровней самооценки подростков, воспитывающихся в приюте. В ходе проведенного нами исследования по методики Казанцевой Г.Н были получены следующие результаты. Высокий уровень самооценки наблюдается у детей, воспитывающихся в социальном приюте - 26,6% . Средний (адекватный) уровень самооценки у детей приюта- 26,6%. Низкий уровень самооценки наблюдается у детей- воспитанников приюта 46,6%, они выбирают задачи более легкие, чем они способны решить; они не уверены в себе и поэтому, слишком скромны и застенчивы в тех ситуациях, в которых они реально могли вести себя более активно.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для детей, воспитывающихся в приюте характерен низкий уровень самооценки. Это объясняется тем, что подросткам из социального приюта свойственны такие качества как замкнутость, скромность, робость, застенчивость, неуверенность в себе, недооценка себя, своих возможностей.
В ходе проведения методики «Кто я?» были рассмотрены 3 основных показателя: социальные роли, личностные характеристики и индивидуальные особенности, а также было уделено внимание рассмотрению семейных показателей. Что касается последних, то для детей социального приюта, рассматривающих себя в этих ролях, насчитывается 26,8%. Таким образом, дети из приюта не ощущают себя в роли дочери, сына. Социальная принадлежность (ученик) у детей социального приюта насчитывается всего лишь 33,3%.
Рассматривая показатели личностных характеристик, было выявлено, что у детей социального приюта превалируют такие качества, как: чувство юмора, трудолюбие, доброта, но зато совершенно отсутствуют оптимизм, влиятельность, эмоциональность, которые, по моему мнению, наоборот, необходимы для нахождения и проживания в приюте. Как бы воспитатели не старались вкладывать эти качества в детей, никто, кроме родителей не может по-настоящему сделать это.