Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жизненные ценности студентов, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей - одна из актуальных проблем современной психологической науки, которая должна рассматриваться с учетом своеобразия личностного развития в студенческом возрасте. Что нас отличает друг от друга: внешность, характер, интересы. Принципиальное значение для выбора личностью той или иной поведенческой стратегии имеют ценностные ориентации личности, а также ценностные ориентации того сообщества, в котором личность существует.                                                                            

Эмпирическое исследование было проведено в Елабужском государственном педагогическом университете. В исследовании приняли участие 30 испытуемых татарской национальности и 30 испытуемых удмуртской национальности в возрасте от 18 до 22 лет.                       В соответствии с темой исследования были использованы методика «Ценностные ориентации» М.Рокича и тест «Культурно-ценностных ориентаций» Л.Г. Почебут.                                    Анализ показывает, что доминирующим типом культуры у студентов татарской и удмуртской национальностей является - современная культура, которая характеризуется ориентацией людей на настоящее, на современные им события. Небольшое количество удмуртской и татарской молодежи относят свою этногруппу к традиционной и динамически развивающейся типам культуры.                                                                 

Изучая особенности терминальных ценностей студентов можно отметить, что для обеих национальностей более значимыми ценностями являются здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь (терминальные ценности), а также воспитанность, честность и жизнерадостность (инструментальные ценности).                                       

Для выявления различий между студентами татарской и удмуртской национальностей был использован t-критерий Стьюдента. Были выявлены следующие различия: среди терминальных ценностей - активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, общественное признание, познание, самостоятельность как независимость в суждениях и оценках, свобода как независимость в поступках и действиях, счастливая семейная жизнь (терминальные ценности); воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, независимость, рационализм, самоконтроль, эффективность в делах (инструментальные ценности).

Различия также имеются и по культурно-ценностным ориентациям. Традиционному типу культуры больше предпочтения отдают студенты - татары, чем студенты - удмурты; современному типу культуры больше подвержены студенты - удмурты, чем студенты - татары; динамически развивающемуся типу культуры предпочтения больше отдает молодежь татарской национальности, чем молодежь удмуртской национальности.

Просмотров работы: 3