Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Но это всё направлено на модернизацию профессионального образования. А как же на счёт обязательного образования? С каким багажом покидают стены школы будущие специалисты? И способен ли человек вне профессионального обучения к самоактуализации в ходе формирования собственных смысло-жизненных ориентации? В связи с поставленной проблемой было проведено исследование на двух независимых выборках, каждая из которых состояла из 30 человек. Первую выборку составили лица, заканчивающие высшее профессиональное образование, обучаясь на 5 курсе ВУЗа. Вторую выборку составили лица, закончившие только среднюю общеобразовательную школу, после которой не учились ни в каких учреждениях профессионального образования. Возраст испытуемых этой группы также составил 22-24 года. Результаты исследования показали, что существуют статистически достоверные различия в ценностных ориентациях между студентами 5 курса, заканчивающими обучение в педагогическом ВУЗе и лицами, окончившими только среднюю общеобразовательную школу. Причём различия существуют как в списке терминальных ценностей, так и в списке инструментальных ценностей. Так, например, для лиц, закончивших только школу, важнее, чем для студентов 5 курса, являются наличие хороших и верных друзей и свобода (р≤0.01); твёрдая воля, умение настоять на своём, не отступать перед трудностями и эффективность в делах, трудолюбие, продуктивность в работе (р≤0.01); Для пятикурсников гораздо важнее оказались: жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл (р≤0.01); образованность и широта знаний, высокий культурный уровень и чуткость (р≤0.001). Выявленные различия между группами можно объяснить тем, что студенты основное своё время тратят на учёбу, а выпускники школ в основном работают и своё свободное время посвящают друзьям. Наверняка это объясняется стремлением студентов принадлежать к классу образованных людей, и отсутствием этого желания у выпускников школ. А возможно, лица, окончившие только школу, уже тогда имели проблемы с получением знаний и умений, поэтому с пренебрежением относятся к процессу обучения сейчас. Возможно, это связано со спецификой образовательного учреждения, в котором обучаются пятикурсники, так как ВУЗ является педагогическим, предполагается, что будущие педагоги, которым предстоит работа с детьми, должны обладать необходимыми качествами, в том числе чуткостью и заботливостью.
Таким образом, реализовывая свой внутренний потенциал, молодые люди руководствуются специфическими приоритетными установками: работа (учеба), частная жизнь, семья, друзья, материальное благополучие, духовно-нравственные ценности и т.д.