В современных условиях образовательного процесса не вызывает сомнения актуальность вопроса о готовности детей к школьному обучению. Первоклассник в течение первого года должен адаптироваться к учебным нагрузкам, к новым условиям жизни, к новому коллективу, что предъявляет повышенные требования к его организму. Если будущий первоклассник не готов к школьному обучению, это потребует напряжения в физическом, интеллектуальном, социальном планах. Дети, не готовые к школьному обучению, труднее адаптируются к школе.
К критериям «школьной зрелости» ребенка относят физиологическую готовность, интеллектуальную готовность, мотивационную (личностную) готовность и социальную готовность.
В течение 2008, 2009, учебного года мы проводили комплексную оценку готовности к школе учащихся первых классов гимназии № 2 г. Елабуги.
В начале учебного года мы оценивали физиологическую готовность, функциональную готовность по результатам ориентировочного теста Керна - Ирасика. Этот тест дает общее представление об уровне психического развития ребенка.
Важная познавательная функция, от которой во многом зависит успешность учебной деятельности это внимание школьника. В течение учебного года мы оценивали внимание учащихся (в начале учебного года, в конце второй четверти и в третьей четверти). В конце учебного года у большинства детей выявлена положительная динамика интеллектуальных показателей.
Для исследования общего психического состояния мы применили проективную методику «Дом, дерево, человек». Для исследования самооценки мы использовали методику изучения самооценки Дембо - Рубинштейна. По данным О.В.Хухлаевой, самооценка может быть показателем психического здоровья и социально-психологической адаптации. Проводится диагностика речи, мотивационной готовности.
Одна из важнейших задач школы - сохранение, укрепление физического, психического здоровья учащихся. Учет индивидуальных особенностей будет способствовать минимизации стрессовых ситуаций в процессе учебы, и высокой успешности при сохранении нервно-психического здоровья школьника.
Психическое здоровье - важное условие сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует развитию и становлению личности ребенка.