«Инвалидность» в детском возрасте можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре» [2].
Инвалид, говориться в Законе «О социальной защите инвалидов РФ», - лицо, которое имеет нарушение здоровье со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [1].
Семья, являясь главным институтом социализации, воспитывает полноценную личность и адаптирует ребенка-инвалида к реальным жизненным условиям. Рождение особенного ребенка неизбежно изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи находятся в состоянии эмоционального стресса, и на протяжении первых лет жизни малыша этот стресс не уменьшается, а, как правило, нарастает. По статистике при рождении ребенка-инвалида большинство семей распадаются. Кроме того, семья, ребенка- инвалида на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами.
Многие родители могут помочь своим детям, если начнут применять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка, так как именно первые два-три года жизни являются критическими периодами развития, так называемым этапом формирования «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности. Известна роль семьи, особенно матери в воспитании ребенка-инвалида. Но усилия матери будут плодотворными, если они будут направлены в нужное русло, если матери будет оказана психологическая и практическая поддержка со стороны специалистов: врачей, педагогов, психологов, дефектологов.
Список литературы