Существует проблема недостаточной изученности психических состояний, что ограничивает возможности их диагностики, прогноза развития, затрудняет учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения. Эта проблема остается острой и в тех случаях, когда речь идет об экстремальных ситуациях, включающих в себя компонент неопределенности, выражающийся в неизвестности исхода. Такой ситуацией для старших школьников может быть ситуация единого государственного экзамена (ЕГЭ), с который каждому из них придется столкнуться, и именно от результатов экзамена будет во многом зависеть их будущее. Зачастую именно от характера переживаний зависит успешность деятельности: при удовлетворительном уровне беспокойства, человек мобилизирует все свои ресурсы для решения проблемы, но если беспокойство становится настолько сильным, что принимает вид лихорадочного состояния, то результаты становятся крайне негативными.
В ситуации ЕГЭ следует учитывать влияние психических состояний на школьника, а, следовательно, закономерен вопрос, насколько искажаются данные тестирования при чрезмерном проявлении негативных эмоций. Понимание психических состояний поможет правильно справляться с ними, регулировать их и мобилизировать силы для успешной деятельности.
Нами было проведено исследование доминирующих психических состояний учеников 11 класса, которым предстоит сдать ЕГЭ. Для этого мы использовали следующие методики: «Моё психическое состояние» модификация теста, разработанного американскими психологами А. Уэссманом и Д. Риксом, и составленный нами опросник «Ситуация ЕГЭ».
Результатами исследования явились данные о доминирующих психических состояний учеников за полгода до ЕГЭ.
Мы выяснили, что большинство школьников хотели бы, чтобы ЕГЭ был добровольным. И 93% учащихся не хотят сдавать единый государственный экзамен. Можно сказать, что если бы ЕГЭ оставался добровольным, большинство не выбрало бы этот вид экзамена. Преобладает негативное отношение к ЕГЭ. Оно проявляется в возмущении, недовольстве, сомнениях в объективности, страхе, волнении, тревоге, беспокойстве, недоумении, неуверенности, растерянности.
Доминирующее состояние школьников в данной конкретной выборке относительно спокойно. Школьники вполне уверенны в своих силах, чувствуют себя слегка уставшими, но жизнерадостными и со значительным запасом энергии, объективно оценивают свои способности. Преобладание положительных психических состояний в ситуации за полгода до ЕГЭ объясняется тем, что компонент неопределенности из года в год снижается, сама ситуация неопределенности становится не актуальна, привычна.
Следует понимать, что в ситуации, когда уровень беспокойства из удовлетворительного превращается в панику, результаты экзамена могут исказиться, будут не совсем объективны. Для предупреждения такой ситуации следует оказывать школьникам психологическую поддержку.