Предметом современной экологии, по мнению А.М. Галеевой, М.Л. Курок, Э.В. Гирусова, можно считать не природу и не общество сами по себе, а систему «общество-природу» как единое развивающееся целое. Поскольку стержнем экологической науки являются различного рода связи и зависимости, существующие в едином комплексе «природа-общество», этот стержнень становится отправным в нахождении специфики и содержания экологического образования детей (С.Н. Николаева). Следовательно, экологическими могут быть только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости, т.е. представления о взаимодействии человека и природы.
Основываясь на положении о том, что общие связи явлений реальной действительности могут быть познаны в процессе предметно-чувственной деятельности и отражены в форме представлений, Н.Н. Поддьяков выдвинул тезис о том, что конкретные знания системы могут быть выстроены вокруг центрального звена, основу которого составляют связи и зависимости в той или иной области действительности. Система знаний в процессе усвоения детьми может быть в форме представлений (а не понятий).
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления исходного уровня сформированности системы экологических представлений старших дошкольников о растениях, их росте и развитии (6 заданий). Показатели уровня сформированности представлений дошкольников об объектах природы разработаны П.Г. Саморуковой:
- полнота: характеризует объем знаний детей, т.е. меру соответствия знаний каждого дошкольника некоторому эталону, образцу, определенной программы ДОУ:
- обобщенность: характеризует владение дошкольником понятиями и интеллектуальным умением обобщения. Дает представление о развитии у ребенка других умственных действий: анализа, синтеза, абстрагирования, классификации, сравнения:
- доказательность: характеризует степень осмысленности и понимания дошкольников усвоенного знания, умения последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи. Мера доказательства - отношение количества причинно-следственных связей в ответе дошкольника к другим видам связи.
- гибкость, подвижность: характеризует умение дошкольника оперировать знаниями в новых условиях, умение менять направление анализа. В сочетании с обобщенностью гибкость дает возможность находить новые способы решения учебных задач, переключаться с одного способа на другой, использовать понятия, методы и приемы учебной деятельности.
- умение устанавливать причинно-следственные связи:
Уровень знаний в баллах: высокий уровень - 20 - 25 баллов; средний уровень - 11 - 19 баллов; низкий уровень - 5 - 10 баллов.
При выполнении первого задания, в котором надо было сгруппировать растения на основе отличительных признаков основных жизненных форм (дерево, куст, трава), не все дети справились с ним. Находили «лишнего» не по основным жизненным признакам. Например, Илья Н., Матвей П. сказали что «лишний» кактус, потому что у него колючки.
При выполнении второго задания дети затруднялись выделить растение, не растущее в той или иной местности, например, часто путали растения сада и огорода (картофель, перец, ягоды), леса и водоема.
При выполнении третьего задания дети не смогли выделить растение на основе приспособительных особенностей (светолюбивые, теневыносливые, морозоустойчивые, теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые). Большинство только могли определить вид и название растений. Оказалось, что дети вообще не знают, что растения бывают теневыносливые и засухоустойчивые.
При выполнении четвертого задания дети определяли растения, произрастающие в нашем крае, но объяснить ничего не могли.
При выполнении пятого задания дети устанавливали не более одной промежуточной и прямые непосредственные связи, не определяли причину и следствие. Некоторые дети раскладывали одуванчик с цветущего растения, а тыкву с плода. Рассказы были бедные, предложения простые и не эмоциональные. Алексей К., Саша М. разложили картинки без связи, и рассказать, почему так разложили, не смогли.
При выполнении шестого задания дети затруднялись выделить условия, которые способствуют росту зернышка, ростка. Что общего и чем отличается цикл развития фасоли и моркови дети не знают. На вопрос: какой уход необходим растениям, большинство дет ей отмечали только полив. На вопрос вырастут ли овощи без ухода человека, дети отвечали, что могут вырасти, если их будет поливать дождь.
Сравнивая результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп (диаграмма 1), констатируем:
1. Дошкольники экспериментальной и контрольной групп в целом показали средний уровень сформированности системы представлений о растениях, их росте и развитии 36 и 37 баллов.
2. Полнота представлений дошкольников экспериментальной и контрольной групп составляет 73 и 74 балла.
3. Обобщенность знаний у дошкольников экспериментальной группы выше, чем у дошкольников контрольной группы соответственно на 1 балл.
4. Доказательность, умения последовательно и обоснованно аргументировать, решение задачи у дошкольников обоих группах одинакова по 77 баллов.
5. Гибкость и подвижность у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы на 2 балла.
6. Умение устанавливать причинно-следственные связи у дошкольников экспериментальной группы ниже, чем у дошкольников контрольной группы на 2 балла.
Констатирующий эксперимент позволил выявить реальный уровень сформированности экологических представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений. Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения. Многие дети не поднимаются до высокого уровня объема знаний, оперируют только конкретными единичными сведениями, не могут последовательно и обоснованно аргументировать решение учебной задачи, не находят новые способы решения учебной задачи, вычленяют характерные и под руководством педагога - существенные признаки. Испытывают затруднения в установлении частных и общих связей, установлении цикличности роста растений.
Обе группы находятся на одинаковом уровне развития, поскольку расхождение в баллах очень незначительны.
МДОУ, в котором осуществлялось наше исследование, работает по программе «Радуга» Дороновой Т.Н. Одной из основных задач программы является познавательное развитие дошкольников. Анализируя планы воспитательно-образовательной работы за четыре месяца, мы пришли к выводу, что воспитатели не уделяют должного внимания экологическому образованию детей, не проводят циклических наблюдений, не создают условий для формирования представлений о росте и развитии растений. Вся работа воспитателей сводится только к обучению детей поливу комнатных растений. Выявленный в ходе исследования уровень развития представлений детей о росте и развитии растений является недостаточным, т.к. работа осуществлялась несистематически, мало места уделялось наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий.
Результаты анкетирования педагогов и родителей показали следующее.
66% педагогов испытывают затруднения в организации и проведения целевых прогулок и экскурсий, практической и исследовательской деятельности. 53% педагогов не проводят комплексных занятий по формированию экологических представлений. 60 % - затрудняются в использовании моделирования при формировании представлений о росте и развитии растений.
Родители не придают должного значения вопросам экологического образования детей. 41 % родителей жалуются на нехватку времени, они загружены работой и «природу любить им некогда». 58% - выращивают дома только рассаду помидор и перцев, и не обращают внимание детей на этот процесс, считая, что они еще маленькие. В лес выезжают только на шашлыки. (Прил. 1, 2).
Из всего, выше сказанного, следует, что в существующих условиях в детском саду необходима реализация проекта по экологическому образованию детей по программе С.Н. Николаевой «Юный эколог». Программа выбрана не случайно. Основные направления работы, задачи, которые ставят авторы комплексной программы «Радуга» Т.Н. Доронова и парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаева перед воспитателями, созвучны: «Формирование осознанно-правильного отношения к природным объектам и явлениям на основе чувственного восприятия, эмоционального отношения к природе и знаний особенностей жизни, роста и развития растений и живых существ...».
С.Н. Николаева отмечает, что «Программа «Юный эколог» может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического образования дошкольников». Основанием для данной работы в нашем МДОУ послужило то, что Тюменская область, а в частности Ханты-Мансийский округ, является регионом экологического неблагополучия. Все семь подразделов программы «Юный эколог» и хорошо дополняют раздел «Познаю мир» Т.И. Гризик программы «Радуга».