Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Формирование представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование представлений о малой родине является первой ступенью в воспитании патриота - гражданина своей страны. Подтверждением тому служит усиленное внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы, в том числе «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года» и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

В связи с этим, целью исследования является разработка и апробирование технологии формирования представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи: изучение теоретических основ проблемы, выявление уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о малой родине, анализ практического опыта педагогов ДОУ, разработка и апробирование технологии формирования представлений о малой родине у старших дошкольников. Родиноведение рассматривалось в рамках интернационального (Богомолова Т.И.), нравственно-патриотического (Козлова С.А., Жуковская, Виноградова Н.Ф.), гражданского воспитания (Соловьева Е.В.). В последнее время появились новые подходы - ознакомление дошкольников с социальной действительностью (Козлова С.А.), воспитание у детей культуры межнационального общения (Суслова Э.К.).

Педагогическое исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий (опытно-экспериментальное обучение) и контрольный эксперименты.

Констатирующий эксперимент показал, что в контрольной и экспериментальной группах детей старшего дошкольного возраста преобладает низкий и средний уровень сформированности представлений о малой родине и отсутствует высокий уровень. Анализ педагогической документации и анкетирование педагогов и родителей выявили, что формирование представлений о малой родине ведётся не в системе, не последовательно, присутствуют отдельные компоненты воспитательного процесса.

Для устранения выше перечисленных недостатков была разработана и апробирована технология формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, которая строится на основе принципов: гуманизации, доступности, системности, достоверности и научности. В технологии решались задачи воспитания чувства привязанности и сопричастности, любви и уважения к родному краю, приобщение детей к доступным им действиям и поступкам на благо семьи, ДОУ, города, края, создание условий.

На основе данных задач было определенно содержание, которое систематизировалось по блокам: специально-организованная, совместная, самостоятельная деятельность. Деятельность в контексте технологии формирования представлений организованна по «спирали», где на каждом витке происходит закрепление прошлого опыта и формирование нового, используется многоаспектный подход: культурологический (этнокультурный, социокультурный), краеведческий, экологический.

Блочно-тематическая структура, технологизация образовательного процесса способствовали эффективному усвоению детьми знаний о родном крае, устанавливали взаимосвязь между событиями и явлениями. Все изучаемые темы были связаны между собой логически и в совокупности создали целостный образ малой родины - земли Югории в сердцах маленьких югорчан.

Таким образом, апробация экспериментальной технологии по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, показала её эффективность. Конкретизация содержания и выбор адекватных методов позволили значительно улучшить результаты работы по формированию представлений о малой родине. Соответственно контрольная группа (Средний уровень - 35%, высокий - 65%), экспериментальная - 100% высокий уровень сформированности представлений о малой родине.

Просмотров работы: 9