Ознакомление детей 4-5 лет с предметным миром - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Ознакомление детей 4-5 лет с предметным миром

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которых выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К.Д. Ушинский, Е. И. Тихеева). На современном этапе дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребёнка вещи и игрушки, по-прежнему, имеют особое значение в развитии дошкольников (В.И. Логинова, О.В. Дыбина, М.В. Крулехт). Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные впечатления. Метод моделирования позволяет раскрывать детям действенные особенности предметов, закономерные связи, упорядочивает их ориентировочно-познавательную деятельность и формирует наглядно-схематическое мышление. Анализ литературы выявил отсутствие технологии ознакомления детей с предметным миром с использованием метода моделирования.

В связи с этим целью работы стало исследование эффективности применения технологии моделирования как способа ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром. Для достижения цели мы проанализировали научную и учебную литературу, материалы в периодической печати, посвященные проблеме исследования; изучили существующий практический опыт работы по формированию представлений о предметном мире у детей средней группы в практике ДОУ; организовали и провели констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности представлений о предметном мире у детей среднего дошкольного возраста.

Педагогическое исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий (опытно-экспериментальное обучение) и контрольный эксперименты. Констатирующий эксперимент показал отсутствие высокого, преобладание низкого и среднего уровня представлений о предметном мире среди детей среднего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах. Анализ педагогической документации и беседа с педагогами выявили, что работа по ознакомлению детей с предметным миром ведётся не в системе, не в полной мере используется метод моделирования при ознакомлении детей с предметным миром.

По результатам проведенного исследования было принято решение разработать и апробировать педагогическую технологию применения моделирования как эффективного способа ознакомления ребенка 4-5 лет с предметным миром.

В процессе внедрения данной технологии предстояло решить следующие задачи: создание условий, способствующих формированию представлений дошкольников о многообразии предметного мира; освоение детьми умения экспериментировать с предметами, моделировать действия; развитие способности анализировать конструктивные и функциональные особенности предмета, устанавливать связи между ними.

Технология строилась на основе дидактических принципах: систематичности и последовательности, доступности, научности, наглядности. Последовательность реализации экспериментальной работы была организована в соответствии с логикой обучения детей моделированию (знакомство детей с моделью, узнавание предмета по заданной модели, обучение детей составлению модели), что значительно расширило возможности ознакомления детей с многообразием предметов. На основе задач мы анализировали и отбирали содержание образовательной деятельности, формы организации работы с детьми, которые нашли отражение в блочно-тематическом планировании, и другие педагогические условия, позволяющие достичь максимального эффекта в реализации технологии. Предполагаемым результатом экспериментальной технологии должен был стать сложившаяся система представлений детей о многообразии предметного мира.

Для определения эффективности экспериментальной работы нами был организован и проведен контрольный эксперимент, который показал, что дети, входящие в экспериментальную группу показали более высокий уровень достижений:

Уровень

Группа

Контрольная

Экспериментальная

Конст. эксп.

Контр. эксп.

Конст. эксп.

Контр. эксп.

В

 

12,5%

 

37,5%

С

37,5%

62,5%

37,5%

50%

Н

62,5%

25%

62,5%

12,5%

Таким образом, мы получили подтверждение эффективности применения разработанной технологии применения моделирование в организации ознакомления детей пятого года жизни с предметным миром.

Просмотров работы: 99