Сотрудничество детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Сотрудничество детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная система дошкольного образования ориентирует на новый, гуманистический взгляд на ребенка как на развивающуюся личность, нуждающуюся в понимании и уважении ее интересов и прав. В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения дошкольников по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми, для полноценного познавательного развития им необходимы содержательные контакты со сверстниками.

Многие известные исследователи (М.И. Лисина, В.А. Петровский, Т.А. Репина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Т. Утробина и др.), раскрывая процесс становления форм, поиска средств сотрудничества, изучая возрастные изменения отношений ребенка к взрослому и сверстнику на протяжении дошкольного возраста, неоднократно отмечали, что первоосновы сотрудничества формируются именно в этот период. Во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. При этом, сотрудничество рассматривается как тип взаимодействия в совместной деятельности.

Cтарший дошкольный возраст - это этап, когда ребенок становится способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. Потребность в общении и взаимодействии с окружающими у детей старшего дошкольного возраста выражается:

- во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

- в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям;

- в разнообразных действиях с целью привлечения внимания и вовлечения сверстников в общение и совместную деятельность.

Благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками создаются в разных видах детской деятельности. Но на наш взгляд, обучение занимает особое место в ходе накопления опыта детского сотрудничества. В процессе обучения на занятии как синтетической деятельности взрослым создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролировать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.

Вместе с тем, резервы процесса обучения как важнейшего канала накопления детского опыта взаимоотношений остаются недостаточно изученными. Эти обстоятельства и убедили нас в необходимости обратиться к вопросам развития сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятиях в детском саду.

В сотрудничестве, как во взаимодействии в совместной деятельности, в первую очередь выделяется общая цель. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, понимать, что предложенное задание быстрее, удобнее, эффективнее можно выполнить именно совместными усилиями. Общий мотив побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству. Известно, что мотивы в большей степени переживаются, чем осознаются детьми. Поэтому именно эмоции детей позволяют раскрыть мотивы их стремлений к взаимодействию со сверстниками.

Следующий компонент сотрудничества - совместные действия, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Например, подготовка одним ребенком основы для совместной аппликации, вырезание другим ребенком крупных деталей сюжета или композиции и расположение их на подготовленной основе, третий ребенок работает с мелкими декоративными украшениями. Для целесообразного распределения совместных действий необходимо владение речевым диалогом со сверстниками, умение доброжелательно договариваться о совместном решении предложенной задачи. Общий результат совместных действий завершает структуру сотрудничества. Необходимо, чтобы достигнутый результат дети расценивали именно как совместный, могли оценить его качество, собственный вклад в итог общей работы, радовались за совместный успех или сожалели о том, что не все получилось так, как задумывали, рассуждали, как можно иначе эффективнее построить работу в следующий раз.

Таким образом, сотрудничество возникает в совместной деятельности, является типом взаимодействия в ней и аналогично по структуре. Проявление дошкольниками сотрудничества на занятиях становится возможным при овладении детьми всеми составляющими в их единстве и взаимосвязи, что определяет содержание и последовательность этапов его развития.

Просмотров работы: 72