В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем [4].
Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие (Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев).
В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитание и развитие личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде [3].
Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования школьников.
Осуществление непрерывного экологического образования потребовало обратить особое внимание на дошкольный возраст как начальный этап приобщения к экологической культуре. В настоящее время создано немало конкретных технологий экологического образования и воспитания дошкольников (Н.Н. Вересов, Н.Н. Кондратьева, Н.А. Рыжова, С.Н Николаева). Появились ряд исследований в данной области (В.П. Арсентьева, Г.В. Кирикэ, О.А. Овсянникова, Г.Н. Островская, Л.М. Пономарева, Т.А. Федорова и др.). Но вместе с тем подходы по созданию широкой научно обоснованной системы еще только начинают формироваться.
Таким образом, все более прочно утверждается понимание экологических проблем как проблем экологической культуры, сознания и формирования личности. Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства достигло критических, предельных форм и размеров. Этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы определяется сущность экологической проблемы. Экологическая проблема - проблема социальная. Отсюда следует, что экологизация образования - это требование времени [2].
Список литературы:
1. Алексеев С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования. // Экология и культура. сб. докл. науч. прак. конф. - Красноярск, 1991. - С. 42 - 44.
2. Бганба В.Р. Экологическая проблема: социально-философское обоснование и пути решения. Автореф. дис... док. фил. наук. - М., 1992. - 46с.
3. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. -326с.
4. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 1987. - 176с