Особенности предшкольного образования в ХМАО-Югре - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Особенности предшкольного образования в ХМАО-Югре

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из приоритетных направлений развития отечественной системы образования на сегодняшний день является предшкольное образование. Во многих стратегических документах государственной образовательной политики указывается на необходимость создания системы образования детей старшего дошкольного возраста, где определяются стратегические ориентиры развития предшкольного образования.

Предшкольное образование понимается нами как образование детей старшего дошкольного возраста, задачами которого является обеспечение единых стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения при поступлении в первый класс, сохранение их психического и физического здоровья, преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования. Целью предшкольного образования является создание благоприятных условии для развития у ребенка качеств, необходимых для будущей, новой учебной деятельности (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности), фантазии, воображения, творческого самовыражения, интереса, а также положительной мотивации к встрече со школьным миром, умении самостоятельно добывать и применить знания, накопления опыта жить среди людей. Изучению данной проблемы посвящен ряд публикаций Кудрявцева В.Т., Кравцовой Е.Е., Белошистой А.В., Чумичевой Р.М., Платохиной Н.А. и др., свидетельствующий о значимости исследуемого аспекта в настоящее время.

В этой связи для нашего региона чрезвычайно актуально развитие предшкольного образования, так как на данный момент существует невозможность полного обеспечения детей местами в учреждениях дошкольного образования. Поэтому на сегодняшний день в ХМАО-Югре активно внедряется в практику программа предшкольного образования.

В ХМАО-Югре для успешной адаптации детей к школьному обучению и выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу действуют следующие вариативные модели предшкольного образования: группы полнодневного пребывания детей в ДОУ, кратковременного пребывания, коррекционные группы в ДОУ, подготовка детей в учреждениях дополнительного образования детей.

Целью нашей учебно-исследовательской работы является теоретическое изучение состояния проблемы предшкольного образования, осуществление анализа проблемы внедрения и реализации предшкольного образования в городах ХМАО-Югры.

Анализ ситуации внедрения предшкольного образования в ХМАО-Югре позволил выделить ряд противоречий, требующих разрешения:

- между необходимостью в реализации предшкольного образования и недостаточной разработанностью психолого - педагогических условий, обеспечивающих успешную его реализацию, отсутствием программно-методического, кадрового обеспечения, содержания предшкольного образования;

- противоречия между требованиями школы к ребенку , исходя из своих критериев готовности к ней, и реальным уровнем, с которым приходит в школу дошкольник;

- - наличие вариативных моделей предшкольного образования и отсутствие специальных программ предшкольного образования.

Таким образом, необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования». Но при этом, на сегодняшний день достаточно широко используется форсированное усвоение дошкольниками «учебных» знаний, что является основной проблемой в предшкольном образовании. Так как целью здесь должно являться не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу, и методы обучения должны опираться на характерные для дошкольников виды деятельности и формы мышления.

Определение содержания образования детей предшкольного возраста актуализирует ряд противоречий, которые могут быть разрешены следующим образом:

- Создание системы мониторинга достижений детей предшкольного возраста.

- Разработка механизмов преемственности образования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

- Определение требований к развивающему пространству для групп детей предшкольного возраста.

- Осуществление переподготовки имеющихся кадров с учетом специфики предшкольного образования;

- Осуществление подготовки специалистов по предшкольному образованию на базе среднеспециальных и высших педагогических учебных заведений.

Прикладное значение данного исследования: теоретическое изучение состояния проблемы предшкольного образования и анализ проблемы внедрения и реализации предшкольного образования в городах ХМАО-Югры, является определяющим для создания технологии предшкольного образования.

Просмотров работы: 7