Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества.
В исследованиях Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. При этом все педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.
По мнению Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулиной и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе [1.С.7].
В работах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Р.М. Чумичевой и др. подчеркивается активное воздействие на ребенка средств искусства, способствующих обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках [1.С.9].
Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.
Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме.
Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни [2. С.11].
Литература: