Обучение младших дошкольников правилами речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Обучение младших дошкольников правилами речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

Речевой этикет рассматривается в литературе как одна из существенных сторон культуры диалогического общения. Именно в младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать диалогическую форму речи, что еще раз доказывает о необходимости формирования культуры общения с самого раннего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать правилами речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения в русском языке выделяется несколько: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, соболезнование, сочувствие, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент.

Цель нашего исследования заключается в разработке комплекса занятий по обучению младших дошкольников правилам речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания.

На констатирующем этапе эксперимента (исследование проводилось на базе ДОУ№ 86 «Былинушка», в средней группе «Б» состоящей из 20 детей), цель которого состояла в выявлении уровня овладения детьми правилами культуры общения. Результаты эксперимента показали, что только 10% детей находятся на высоком уровне владения культурой общения, 20% детей находятся на среднем уровне, 60% детей показали низкий уровень, овладения правилами культуры общения.

Для решения данной проблемы мы разработали комплекс занятий по обучению детей младшего дошкольного возраста формулам речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания. Часть занятий была направлена на обогащение речи детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания, а также их разъяснение. Были использованы стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное слово», А. Барто «Вежливость». Следующая часть занятий была направлена на изучение формул речевого этикета с использованием правильной мимики и тональности. Привлекательность дружественной интонации и приветливой мимики предлагается демонстрировать детям при инсценировке сказки «Тим и Том». Том угрюмый, вечно чем-то недоволен, он не встречает симпатии у персонажей сказки. А улыбающийся Тим всем нравится. Детям показывают, что даже вежливые слова, сказанные ворчливым голосом, не так уж и вежливы. Из мимических движений особенно высоко ценится в человеческом общении улыбка, создающая «поле положительного знака» (Н.И.Формановская). Упражнение «Скажи с улыбкой» учит детей произносить фразы речевого этикета приветливо.

Другая часть занятий была направлена на закрепление и углубление имеющихся знаний детей о формулах речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания, где были использованы игры, упражнения, такие как «Вежливый котик», «Тики - так»,»Здравствуй», которые побуждали детей многократно проговаривать формулы и выражения речевого этикета в ситуациях приветствия и прощания.

Организация восприятия детьми речевого материала о культуре общения целенаправленно осуществлялась в процессе повседневной жизни, а так же через чтение произведений художественной литературы, с целью формирования негативного отношения к отрицательным поступкам. Создавались проблемные ситуации, стимулирующие детей к проявлению культуры общения. Использовалось сочетание бесед - рассуждений с инсценированием  ситуаций, что способствовало накоплению у дошкольников положительного опыта.

Просмотров работы: 23