Невозможно переоценить роль родного языка в становлении и развитии личности ребенка. Проникая через язык в духовную жизнь своего народа, ребенок получает первые уроки нравственности и красоты.
Накопленная веками сокровищница народного языка богата меткими изречениями, образными словами и словосочетаниями, пословицами, поговорками, фразеологизмами. Обогащенная этими языковыми средствами речь любого человека становится выразительной, яркой, живой. Однако это возможно при условии, если развивать умения использовать в своей речи средства образности с первых лет жизни.
Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность замечать в произведениях литературы и фольклора средства художественной выразительности.
В то же время они отмечают несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя произведений и умениями образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных сочинениях.
Целью нашего исследования была разработка технологии использования художественной литературы для развития образности речи старших дошкольников. При разработке технологии учитывались данные об уровнях развития образной речи у детей, полученные в исходных срезах, готовность педагогов к ее реализации, качество предметно-развивающей среды.
Прежде чем приступить к развитию образности речи у детей, была проведена работа с педагогами и родителями. На методических семинарах с воспитателями раскрывалось значение, содержание и методы развития образности речи у детей. Воспитатели оценивали предметно-развивающую среду в своих группах и дополняли ее в соответствии с установленными параметрами. Проводя собрания с родителями, старались привлечь их к данному процессу. Эти действия повышали компетентность воспитателей, их готовность решать задачи развития образности речи детей и обеспечивали доступную помощь родителей в осуществлении этого процесса.
В работе с детьми технология предполагала поэтапность развития у детей образной речи.
На первом этапе привлекали внимание детей к средствам образности в литературных произведениях, учили замечать образные средства в произведениях, побуждали детей объяснять смысл и значение средств образности (Почему автор так сказал?). Почему про осень говорят «золотая»? Почему «лес, точно терем расписной», а «листья, как мыши»? Для этого подбирались произведения, содержащие разнообразные образцы образности речи (эпитеты, метафоры, сравнения и др.), доступные для заимствования детьми.
На втором этапе детей привлекали к использованию авторских средств образности в пересказах литературных произведений и при составлении собственных сочинений.
На третьем этапе происходило знакомство детей со способами создания своих образных средств (эпитетов, сравнений, метафор).
В работе над каждым видом образных средств данные этапы повторялись. Апробация технологии предполагала мониторинг результатов развития образности речи у детей и качества этого процесса (совершенствование компетентности педагогов и предметной среды). Для мониторинга результатов проводились промежуточные срезы после каждого этапа работы и в конце предполагались итоговые срезы. Для мониторинга компетентности педагогов и предметной среды использовались карты оценки и самооценки.
Окончательная апробация технологии пока не завершена. Однако результаты, полученные в двух промежуточных срезах, в сравнении с результатами исходных срезов показывают повышение уровней развития образности речи у детей старшего дошкольного возраста. Отмечается увеличение количества детей с высоким уровнем развития образности речи и уменьшение количества детей, проявляющих низкий уровень образности речи.