Воспитание межнациональной толерантности у старших дошкольников средствами художественной литературы - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Воспитание межнациональной толерантности у старших дошкольников средствами художественной литературы

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитание подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности объективно обусловлено изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны.

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с людьми другой национальности на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста;- потенциальной возможностью художественной литературы в формировании межнациональной толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений.

Для изучения проблемы формирования толерантного отношения у старших дошкольников средствами художественной литературы, опираясь на изученные работы, мы будем придерживаться определения, которое дает Е.А. Ильинская, где межнациональная толерантность детей старшего дошкольного возраста, рассматривается как интегративное качество личности и одновременно ее диспозиционная структура, обусловливающая желание и умение ребенка осуществлять социальные коммуникации на основе тактичного и уважительного отношения к окружающим людям, вне зависимости от национальности; способность к восприятию многообразия мира.

Целью нашего исследования являлось обоснование возможности художественной литературы, как средства воспитания межнациональной толерантности и разработка комплекса занятий по воспитанию межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в рамках бесед с детьми по произведениям художественной литературы.

Исследование проводись на базе МДОУ ДСКВ № 21 «3вездочка» города Нижневартовска. В исследовании участвовала  группа детей из двадцати человек старшего дошкольного возраста (6- 7 лет).

По результатам констатирующего эксперимента было выявлено следующее: у 4 детей (20%)- высокий уровень толерантности, у 9 (45%) средний и у 7 детей (35%)- низкий уровень, кроме того следует отметить, что знания детей находятся на критически низком уровне у всех.

Ссылаясь на полученные данные, для устранения пробелов в воспитании у детей межнациональной толерантности был разработан комплекс занятий, включающий занятия направленные на ознакомление с разными национальностями и народами мира, с их культурой, бытом.

Для каждого занятия осуществлялся подбор литературы по проблематике межнациональной толерантности. На основе психолого-педагогических и морально-эстетических критериев, нами были отобраны следующие художественные произведения: Н. Носова «Незнайка»; А.Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»; Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»; сказки народов мира «Айога», «Гора смешливая, справедливая», «Белый слон»; стихи посвященные теме толерантности, сострадания, сочувствия «Толерантность»  А. Калининой, « Встреча» Б. Заходера, « Ах, сколько на свете детей...» С. Черного.

Разрабатывались беседы с детьми по произведениям художественной литературы. В процессе бесед и анализа художественных произведений особое внимание обращалось на идентификацию читателя с героями и позицией автора произведения, эмпатическое проникновение во внутренний мир и сочувствие персонажам, глубокое эмоциональное переживание сюжетных коллизий, обогащающее читателя опытом жизни людей, непохожих на них «инаких».

На следующем этапе разрабатывались познавательные занятия, на которых использовались игровая мотивация, вопросы, дидактические игры, инсценировки, рассматривание иллюстраций, опытно- экспериментальная деятельность.

Просмотров работы: 20