Формирование технических умений и навыков в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Формирование технических умений и навыков в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала [1.С.5].

Первые исследователи детского рисунка (начало XX в.), как отечественные, так и зарубежные (В.Бехтерев, К. Риччи, Т.Либерти), отмечая своеобразие развития детского творчества, признают необходимость обучения детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками. Большое значение обучению технике рисования придавал Коррадо Риччи, который подчеркивал, что без обучения технике рисования даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети [1.С.10].

Американский педагог Тэдд Либерти считал развитие ловкости руки, ее подвижности важным условием выражения содержания изображения. Нам представляется правильной и важной его мысль о том, что овладение техникой рисования нужно не только для передачи изображения. Отработка техники в рисовании способствует формированию ручной умелости, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.

Для выявления уровня сформированности технических умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в рисовании нами были использованы критерии, разработанные Т.С. Комаровой: передача формы; строение предмета; передача пропорции предмета в изображении; композиция (расположение изображения на листе); цвет: цветовое решение изображения предмета и разнообразие цветовой гаммы изображения; характер линии [2.С.22].

Так, выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применялась при анализе продуктов деятельности (созданного рисунка), вторая - при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно связаны между собой и позволяют характеризовать изобразительную деятельность ребенка и ее продукты.

Следует отметить, что в ходе проведения констатирующего эксперимента мы выявили уровень развития технических умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, который сформирован недостаточно. В частности нами были получены следующие результаты: высокий уровень - 2 чел. (10 %); средний уровень - 8 чел. (40 %); низкий уровень - 10 чел. (50 %)

Таким образом, умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Рисунки детей, у которых сформированы технические умения и навыки, отличаются большим разнообразием, выразительностью, в них можно видеть индивидуальную манеру исполнения.

Литература:

1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. - М., 2005.

2. Комарова Т.С. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. - М., 2004.

3. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008.

Просмотров работы: 93