Сказка как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Сказка как средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Значение обучения средствам выразительности устной речи подчеркивают многие ученые. Обучение правильному и интонационному оформлению высказывания способствует более точной передачи мысли. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию, способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств.

Интонационная неразвитость воспитанников может оказаться причиной слабого неверного понимания текстов (М.Т. Баранов, Б.Н. Головин, И.С. Чудинова и др.).

От того, насколько качественный в языковом отношении материал используется для развития выразительности речи (да и других речевых характеристик), зависит не только общее речевое развития, но и личностное, культурное развитие ребенка. Сказка одна из важных средств формирования личности ребенка и развития речи. Развитие выразительности речи посредством сказки - наиболее благоприятно. (О.В. Акулова).

Понятие «звуковая культура речи» рассматривается широко и своеобразно и включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты). Составные компоненты звуковой культуры - речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.  

Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения.

Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться разнообразными интонациями. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Интонация может выражать эмоциональное отношение или эмоциональное состояние говорящего в момент речи.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя. Выделяют следующие критерии и показатели выразительности речи дошкольников: интонационные (интонация, ритм, громкость, темп); визуальные (жестикуляция, мимика, поза, перемещения в пространстве говорящего).

У дошкольников выразительность речи развивается в подражании взрослому, его способности интонировать, выражать мысль с помощью мимики, жестов; активно развивается выразительность речи при свободном, естественном пересказывании, не отягощенном ситуацией контроля и оценивания со стороны взрослого, тем не менее, положительная оценка взрослым речевых высказываний ребенка чрезвычайно важна как дополнительный стимул к выразительной речи; ритмическом речевом материале, где присутствуют яркие образы, отношение ребенка к событию, отраженному в тексте. В связи с последним средством развития выразительности речи является сказка.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что определена характеристика выразительности речи дошкольников старшего возраста, её критерии и показатели; конкретизировано содержание работы по развитию выразительности речи у детей 6 - 7 лет и разработаны требования к отбору фольклорных произведений для работы над выразительностью речи детей; изучены уровни развития выразительности речи дошкольников.

Просмотров работы: 73