В отечественной педагогике и психологии развитие личности рассматривается как процесс освоения общественно выработанного сознания - социального опыта (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Существенной частью этого социального опыта, подлежащего усвоению являются умения, необходимые для осуществления исторически сложившихся видов деятельности: игровые, трудовые, коммуникативные, исследовательские.
Для детей дошкольного возраста большое значение имеет обучение на собственном опыте, через освоение смысла содержания деятельности. Исследования последних лет показывают, что возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют проводить специализированное обучение, однако это обучение существенно отличается от школьного как по основной цели, так и по методам его проведения. Целью здесь является не само по себе усвоение соответствующих знаний и навыков, а развитие у детей психологических предпосылок перехода в школу. В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но именно в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем знания. Если мы говорим о развитии исследовательских умений, то необходимо заметить, что важным для этого условием является проектная деятельность.
Целью нашего исследования была разработка технологии проектной деятельности для формирования у дошкольников исследовательских умений.
При разработке технологии учитывались данные об особенностях сформированности у детей исследовательских умений, полученные в исходных срезах, готовность педагогов к их развитию, анализ возможностей использования проектирования в практике дошкольного образования.
В работе с детьми технология предполагала поэтапность развития у детей исследовательских умений. На первом этапе проходила работа по формированию мотивационного компонента исследовательких умений, на втором отрабатывался содержательный и операциональные компоненты. Организовывалась проективная деятельность, в процессе которой дети осваивали умения видеть противоречия, формулировать цель и задачи исследования; самостоятельно планировать деятельность по этапам; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия; оценивать свою деятельность. Апробация технологии предполагала мониторинг результатов развития исследовательских умений у детей и качества этого процесса. Для мониторинга результатов проводились промежуточные срезы после каждого этапа работы и в конце предполагались итоговые срезы. Окончательная апробация технологии пока не завершена. Однако полученные результаты показывают повышение уровней развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.