Влияние музыки на детей-олигофренов - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Влияние музыки на детей-олигофренов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Умственно отсталые дети это очень серьезная психологическая и педагогическая проблема. Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей учеников школы - интерната, где мы начали свою исследовательскую деятельность, составляют дети - олигофрены. Таким детям доступно учение по обычной программе, но в более медленном темпе. Причинами их отставания в интеллектуальном развитии могут быть как социальные, так и биологические факторы. Неблагоприятные социальные и биологические условия в ясельном и дошкольном возрасте могут оказаться в дальнейшем существенным тормозом формирования необходимых для учения умственных качеств. Эта категория учеников требует к себе особого внимания, без которого такие дети не смогут выровняться. Огромное значение имеет знание индивидуально-типологических, возрастных особенностей развития детей- олигофренов, профилактика нежелательных негативных тенденций развития, создание оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. Целью нашей работы явилось изучение влияния музыкальных произведений  на детей-олигофренов.

Музыка - одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с множественными проблемами в интеллектуальном развитии также очень восприимчивы к музыке. Музыка, воздействуя на чувства, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой вид деятельности. Это следует учитывать при обучении. Необходимо в первую очередь, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать навыки восприятия музыки, которая сделает их жизнь ярче и богаче. Влияние музыки на эмоционально - волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует.

В нашем исследовании было задействовано 50 человек мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 14 лет. Была проведена групповая проективная методика «Нарисуй своё настроение». Преимущество рисунков состоит в том, что для его проведения достаточно цветных карандашей и бумаги. Кроме того, рисуночные тесты наиболее близки детям. Ребенку легко понять инструкцию.

Оборудование: альбомные листы, цветные карандаши и магнитофон с релаксационной музыкой «Шум моря». В начале мы раздали каждому ребенку альбомный лист и цветные карандаши. После чего попросили детей сесть по удобнее, закрыть глаза, расслабиться и представить своё настроение, его краски. «Увиденное» дети изобразили на листе бумаги с помощью цветных карандашей в течение 15-20 минут. В завершении работы дети придумывали название своему произведению. Спустя один месяц мы вновь раздали каждому ребенку альбомный лист и цветные карандаши. После чего попросили детей сесть по удобнее, закрыть глаза и расслабиться. Затем мы включили релаксационную музыку «Шум моря» и дали инструкцию: «Ребята, представьте своё настроение, его краски под эту музыку». «Увиденное» дети изобразили на листе бумаги с помощью цветных карандашей в течение 15-20 минут, при этом музыка продолжала играть. В завершении работы дети придумывали название своему произведению.

Основные характеристики работ умственно отсталых детей: дезорганизованные, слабо интегрированные, с пропуском простейших элементов. Помимо этого их рисунки отличаются схематичностью; промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку; искажение формы линий; отклонение от вертикали; нарушение симметрии; распад формы. В работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, создание социально значимых художественных образов затруднено. Поэтому, мы не делали акцент на художественных образах, поскольку большинство детей рисовали только то, что умели.

В 1 части проективной методики дети использовали для рисования простые карандаши (либо один цветной карандаш). Во многих рисунках отсутствуют   названия. Во 2 части проективной методики (под музыку) нет ни одного рисунка выполненного в черно-белом варианте, т.е. их изображения были «насыщены красками», мы не предполагали такого сильного влияния музыки. У большинства преобладает радостное настроение. Таким образом, по результатам проведенного психологического анализа содержания рисунков, мы сделали следующий вывод: музыка активизирует творчество, изменяет эмоциональное состояние детей-олигофренов. При планировании дальнейшей работы, мы использовали  результаты нашего исследования.

Просмотров работы: 44