А.С.Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. «Нам нужны, - писал он, - новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам».[№ 2,с.129]
Опережая время, он в своей педагогической деятельности проводил в жизнь идею о единой трудовой политехнической школе. На наш взгляд полноправными «наследниками» его идей о трудовом воспитании являются агропрофилированные школы. Так же как и в Макаренковских комунах, целью этих школ является приобщение подростков и юношей к созидательному труду.
Агропрофильная школа (или просто агрошкола) - это один из факторов сохранения села. Целенаправленная работа агрошкол дает детям многое. Не только приобщение к коллективному труду, к которому призывал своих воспитанников А.С.Макаренко, но и дает возможность нравственного становления личности школьника. В наше время дети стали больше лениться и как в прошлом столетии стоит вопрос как бороться с так называемыми ленивыми детьми. И на это Макаренко и агрошкола дают простой ответ: «Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда ...»
Программа Тулагинской СОШ нацелена на опытно-экспериментальной деятельности школьников в условиях сельскохозяйственного производства и рынка, на организацию экспериментальных работ, с целью формирования и укрепления умений и навыков практической работы. Детям дается возможность вести поисковую деятельность, отслеживать результаты работы и самим делать соответствующие выводы. Следовательно, как говорит А.С.Макаренко, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это воспитание гражданина, его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Очень важно в современных трудных социальных условиях, чтобы у сельских детей постепенно формировались жизнестойкие качества, оптимистические отношения к жизни.
Воспитательная деятельность Тулагинской агрошколы представлена тремя основными блоками: I блок - школьные предметы по стандарту образования; II блок - это агропрофильные предметы; III блок - трудовая деятельность, это участие детей в производительном коллективном труде. Блоки создают единое образовательно-трудовое пространство, связующим звеном которого является научно-поисковая деятельность школьников.
Отразим кратко содержание деятельности Тулагинской агрошколы.
Агропрофильные предметы представлены следующим образом:
Как видно из перечня новыми и оригинальными направлениями являются: популяционная биология, вермикультивирование, сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Лыгый». Кратко отразим содержание их работ.
Популяционная биология
Тема: «Исследование по изучению популяционно-биологических показателей доминирующих культурных и местных видов растений травосмесях на аласах Тулагинского наслега»;
Тулагинский наслег г.Якутска входит в Центральную Якутию, до сих пор не вовлечен в научное изучение агропопуляционных вопросов. Школа проводит работу совместно с Институтом биологии во главе с Чоросовым Михаилом Михайловичем д.б.н., профессором.
Цель - изучение популяционно-биологических параметров основных растений в ходе сукцессии травосмесей на аласах Тулагинского наслега.
Изучаемые объекты и местообитания в качестве контрольных объектов виды аласных сообществ по поясам увлажнения и культурфитоценозы с травосмесями.
Виды изучения популяционных параметров:
Ежегодно на опыте изучаются популяционно-биологические параметры, а также луговодческие показатели.
Вермикультивирование
Исследования при разработке технологии утилизации отходов животноводства методом вермикомпостирования, поводивщееся на базе НПП ООО «Эко-центр», ЯНИИСХ, фермерских хозяйств, показали приемлемость утилизации различных видов отходов животноводства: навоза крупного рогатого скота, свиного и конского навоза, птичьего помета в условиях Центральной Якутии.
Вермикультура представлена выведенным для промышленного разведения гибридом красного калифорнийского червя.
У метода вермикультивирования огромные потенциальные возможности, которые пока еще не полностью реализованы. Впереди исследования по использованию жидких высокоэффективных удобрений.
Цель: Изучение и разведение калифорнийских червей для применения вермикомпоста при выращивании сельхозпродукции.
Задачи:
Сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Лыгый»
Содержание этого направления направлена на реализацию стратегии развития и расширения учебно-производственной базы для материального и социального обеспечения школы и населения.
Основными целями реализации являются:
Ожидаемые результаты:
Теоретические знания, приобретенные во время учебного периода, учащиеся закрепляют в лагере. У всех направлений выполнен подробный календарный план агротехнических работ.
Таким образом, представленный нами реферативный материал отражает реальное воплощение идей А.С.Макаренко о соединении учебного труда с производительным трудом, который актуален в современных рыночных условиях и, безусловно, формирует адаптированного к социальным условиям гражданина, что в последующем сказывается на нахождении способа выживания в трудных экономических условиях рыночных отношений. Это грамотное ведение выпускниками школы личного подсобного хозяйства.
Литература: