Воплощение идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в агропрофилированной сельской школе - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Воплощение идей А.С.Макаренко о трудовом воспитании детей в агропрофилированной сельской школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество выдающегося советского педагога-новатора, Антона Семеновича Макаренко (1888-1939) - значительная веха в истории педагогики. Его труды оказали и продолжают оказывать плодотворное влияние на разработку и развитие теории, методики и практики воспитательного процесса.

А.С.Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям советской педагогики и способствовали формированию творческой целеустремленной личности. «Нам нужны, - писал он, - новые формы жизни детского общества, способные давать положительные искомые величины в области воспитания. Только большое напряжение педагогической мысли, только пристальный и стройный анализ, только изобретение и проверка могут привести нас к этим формам».[№ 2,с.129]

Опережая время, он в своей педагогической деятельности проводил в жизнь идею о единой трудовой политехнической школе. На наш взгляд полноправными «наследниками» его идей о трудовом воспитании являются агропрофилированные школы. Так же как и в Макаренковских комунах, целью этих школ является приобщение подростков и юношей к созидательному труду.

Агропрофильная школа (или просто агрошкола) - это один из факторов сохранения села. Целенаправленная работа агрошкол дает детям многое. Не только приобщение к коллективному труду, к которому призывал своих воспитанников А.С.Макаренко, но и дает возможность нравственного становления личности школьника. В наше время дети стали больше лениться и как в прошлом столетии стоит вопрос как бороться с так называемыми ленивыми детьми. И на это Макаренко и агрошкола дают простой ответ: «Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягива­ние ребенка в область труда ...»

Программа Тулагинской СОШ нацелена на опытно-экспериментальной деятельности школьников в условиях сельскохозяйственного производства и рынка, на организацию экспериментальных работ, с целью формирования и укрепления умений и навыков практической работы. Детям дается возможность вести поисковую деятельность, отслеживать результаты работы и самим делать соответствующие выводы. Следовательно, как говорит А.С.Макаренко, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это воспитание гражданина, его будущего жизненного уровня, его благосостояния. Очень важно в современных трудных социальных условиях, чтобы у сельских детей постепенно формировались жизнестойкие качества, оптимистические отношения к жизни.

Воспитательная деятельность Тулагинской агрошколы представлена тремя основными блоками: I блок - школьные предметы по стандарту образования; II блок - это агропрофильные предметы; III блок - трудовая деятельность, это участие детей в производительном коллективном труде. Блоки создают единое образовательно-трудовое пространство, связующим звеном которого является научно-поисковая деятельность школьников.

Отразим кратко содержание деятельности Тулагинской агрошколы.

Агропрофильные предметы представлены следующим образом:

  • 1. Популяционная биология;
  • 2. Вермикультивирование;
  • 3. Растиневодство;
  • 4. Цветоводство;
  • 5. Учебно-образовательный процесс по агротехнологическому профилю;
  • 6. Сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Лыгый»

Как видно из перечня новыми и оригинальными направлениями являются: популяционная биология, вермикультивирование, сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Лыгый». Кратко отразим содержание их работ.

Популяционная биология

Тема: «Исследование по изучению популяционно-биологических показателей доминирующих культурных и местных видов растений травосмесях на аласах Тулагинского наслега»;

Тулагинский наслег г.Якутска входит в Центральную Якутию, до сих пор не вовлечен в научное изучение агропопуляционных вопросов. Школа проводит работу совместно с Институтом биологии во главе с Чоросовым Михаилом Михайловичем д.б.н., профессором.

Цель - изучение популяционно-биологических параметров основных растений в ходе сукцессии травосмесей на аласах Тулагинского наслега.

Изучаемые объекты и местообитания в качестве контрольных объектов виды аласных сообществ по поясам увлажнения и культурфитоценозы с травосмесями.

Виды изучения популяционных параметров:

  • Контакт леса и аласа;
  • Верхний пояс аласов;
  • Склон аласов;
  • Средний пояс аласов;
  • Низкий пояс аласов;

Ежегодно на опыте изучаются популяционно-биологические параметры, а также луговодческие показатели.

Вермикультивирование

Исследования при разработке технологии утилизации отходов животноводства методом вермикомпостирования, поводивщееся на базе НПП ООО «Эко-центр», ЯНИИСХ, фермерских хозяйств, показали приемлемость утилизации различных видов отходов животноводства: навоза крупного рогатого скота, свиного и конского навоза, птичьего помета в условиях Центральной Якутии.

Вермикультура представлена выведенным для промышленного разведения гибридом красного калифорнийского червя.

У метода вермикультивирования огромные потенциальные возможности, которые пока еще не полностью реализованы. Впереди исследования по использованию жидких высокоэффективных удобрений.

Цель: Изучение и разведение калифорнийских червей для применения вермикомпоста при выращивании сельхозпродукции.

Задачи:

  • Изучение калифорнийских червей;
  • Разведение калифорнийских червей;
  • Применение вермикомпоста при выращивании сельхозпродуктов;
  • Изучение эффективности нетрадиционных удобрений при выращивании картофеля;
  • Расчет показателей экономической эффективности вермихозяйства.

Сельскохозяйственно-потребительский кооператив «Лыгый»

Содержание этого направления направлена на реализацию стратегии развития и расширения учебно-производственной базы для материального и социального обеспечения школы и населения.

Основными целями реализации являются:

  • 1. Улучшение материальной базы.
  • 2. Организация условий труда школьников и воспитание будущих хозяев земли через трудовую деятельность, вовлечение их в систему современных рыночных отношений;
  • 3. Дополнительное снабжение рынка качественными продуктами питания и сырья.
  • 4. Создание новых рабочих мест на селе.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитание на селе предприимчивого, конкурентоспособного хозяина, фермера;
  • Увеличение и расширение материально-технического обеспечения учебно-производительной базы школы;
  • Увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции и их реализации;
  • Повышения экономической эффективности ведения хозяйства;
  • Бюджетный эффект;
  • Увеличение предложения на рынке по производству сельскохозяйственной продукции с целью удовлетворения спроса;
  • Улучшения социального благополучия сельской семьи.

Теоретические знания, приобретенные во время учебного периода, учащиеся закрепляют в лагере. У всех направлений выполнен подробный календарный план агротехнических работ.

Таким образом, представленный нами реферативный материал отражает реальное воплощение идей А.С.Макаренко о соединении учебного труда с производительным трудом, который актуален в современных рыночных условиях и, безусловно, формирует адаптированного к социальным условиям гражданина, что в последующем сказывается на нахождении способа выживания в трудных экономических условиях рыночных отношений. Это грамотное ведение выпускниками школы личного подсобного хозяйства.

Литература:

  • 1. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», М, «Правда», 1976г.
  • 2. Макаренко А.С., «О воспитании», М., Политиздат, 1988г.
  • 3. Неустроев А.Н., «Формирование экономического сознания воспитанников в системе трудового воспитания А.С. Макаренко», Якутск, 2002г.
  • 4. Павлова М.П., «Педагогическая система А.С. Макаренко», М, «Высшая школа», 1972г.
  • 5. Фролов А.А., «Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко» под редакцией Сластенина В.А. и Фере Н.Э., Горький, ГГПИ им. М. Горького, 1976г.
Просмотров работы: 79